О характере немецкого пива, планах компании в Украине и партнерстве с украинским пивоваром Андреем Мацолой рассказывает Карл Либл, управляющий директор OeTTINGER Brewery.
Кopp.: Пивоварение – ваше семейное дело?
Карл Либл: Да. Мой отец, дед и брат — все в пивоваренном деле. За 45 лет своей карьеры мой отец успел поработать во многих уголках мира, а я провел свое детство вместе с ним в интересных путешествиях по разным городам и странам, где видел множество пивоварен. Я только начал ходить, а отец уже брал меня на производство, объяснял мне работу пивоварни, как что устроено. Так что, я могу сказать, что вырос на пивзаводе.
В сознании людей Германия остается самой пивной страной. Как вы считаете, доминирование брендов международных компаний вредит или помогает имиджу немецкого пива?
Крупные компании не могут захватить рынок, потому что в Германии пивоварение — это преимущественно семейный бизнес. Меня очень радует признание того, что Германия — страна №1 в мире пивоварения. Чтобы понять, почему немецкое пиво завоевало лидерские позиции, нужно учесть, насколько у нас высокая конкуренция в этом бизнесе, ведь в Германии насчитывается около 1 300 пивоварен, а значит — столько же пивоваров со своим определенным стилем. Как следствие — существование большого числа сортов пива, различных идей, технологий. Ни одна другая страна не обладает таким профессиональным потенциалом. На мой взгляд, немецкое пиво имеет свой характер, уникальный в своем роде.
Пиво OeTTINGER продается не только в Германии, но и в 100 других странах по всему миру. Какие у вас планы по дальнейшему развитию бренда на международной арене?
Мы верим, что качество нашего продукта и философия компании могут быть ценными на пивных рынках в любой точке мира, поэтому мы расширяем свою деятельность в глобальном масштабе. Мы хотим продавать высококачественный продукт по разумной цене. Для нас нет компромиссов в вопросе качества. Мы варим пиво в соответствии с современной трактовкой немецкого закона Райнхайтсгебот о чистоте пива, которому в следующем году исполнится 500 лет.
Какими критериями вы руководствуетесь при выборе партнеров за рубежом?
Мы отдаем предпочтение работе с семейными компаниями или предприятиями среднего масштаба, философия которых совпадает с нашей. С владельцем работать всегда легче, потому что решения принимаются быстрее. Наш партнер в Украине — «Перша приватна броварня». Компания полностью отвечает нашим требованиям — у нее есть понимания рынка и его потребностей, она быстра и последовательна в своих действиях, у нее есть желание и возможность применять немецкий опыт. Именно поэтому мы не только партнеры: OeTTINGER — еще и крупный акционер компании, как и ЕБРР. Решающим аргументом в пользу партнерства была личность Андрея Мацолы, сила его духа. Это настоящий пивовар, и мы рады, что с нами захотел сотрудничать такой человек. Он ставит перед собой ту же задачу — варить достойное пиво.
OeTTINGER – это не только пиво, но еще и имя вашей компании, что накладывает особую ответственность за качество. Расскажите о вашей работе, как вы проверяете качество продукции во всем мире и здесь в Украине.
В компании я сделал качество пива своей личной ответственностью, это моя миссия и обязанность. Во-первых, мы приняли очень четкие технические инструкции по производству каждого отдельного сорта пива. Эти инструкции в равной степени касаются всех заводов, где варят пиво OeTTINGER, в том числе и наших 4 пивоварен в Германии. Во-вторых, мы очень внимательно следим за тем, чтобы продукция, поступающая в продажу, соответствовала стандартам OeTTINGER на 100%. Здесь не может быть компромиссов. У нас есть лаборатории со специалистами на каждом из заводов. Мы прибегаем к внешнему аудиту, привлекая специалистов из ведущих университетов Германии. Также мы сотрудничаем с «Фрезениус» — авторитетной международной компанией по контролю качества продуктов и услуг. Наконец, мы много инвестируем в наши кадры, а это самое важное для того, чтобы быть на уровне с последними достижениями техники и технологий. Здесь, в Украине мы контролируем качество трижды. Первое — проверка в лаборатории «Першої приватної броварні», результаты которой мы получаем. Второе — образец из каждой партии розлива отправляется в Германию для проверки в нашей лаборатории. Это химические, микробиологические, а также множество органолептических тестов. И третье — мы отправляем образцы со всего мира в независимые лаборатории.
Когда вы приезжаете в Украину, вы сами тестируете пиво?
Всегда. Сегодня начал с девяти утра. Была очень интересная сравнительная дегустация, где было представлено наше пиво и аналогичные сорта от украинских производителей.
И каковы результаты дегустации?
Лично мне не понравились характеристики нескольких брендов, которые выдают себя за немецкие, их качество и вкус далеки от того, чего стоит ожидать от немецкого пива. Более того, эти бренды не производятся по лицензии немецкой пивоварни. Я обеспокоен тем, что эти псевдо-немецкие бренды навредят репутации настоящего немецкого пива. Я надеюсь, украинские потребители поймут, что пиво OeTTINGER — единственное истинно немецкое пиво в Украине.
Сейчас пивной рынок в Украине в кризисе, производство крупнейших пивоваренных компаний падает. Как вы оцениваете ваши перспективы на украинском рынке? Настолько пиво OeTTINGER кризисоустойчиво, и в чем заключаются возможности роста?
Конечно, политический и экономический кризисы негативно влияют на рынок пива Украины. Но суть партнерства — это и поддержка в трудных условиях. К тому же мы видим огромный потенциал пивного бизнеса в Украине. Первая наша стратегия — высокое качество по разумной цене — сейчас очень актуальна для Украины. Например, в наших бокалах настоящий немецкий продукт. Качество и вкус в Германии и Украине идентичны. И мы верим в украинского потребителя. Надеемся, что он сможет оценить высокое качество пива OeTTINGER и те преимущества, которые он получает за свои деньги. Я верю в очень простую истину: вкусное пиво победит в конкурентной борьбе. Вторая наша стратегия — развивать новые ниши и новые стили пива. Я надеюсь, мы представим новый сорт пива в будущем.
С первого июля в Украине вступает в силу закон, запрещающий рекламу пива. Как, на ваш взгляд, он может повлиять на рынок пива?
Запуск бренда нуждается, конечно, в рекламной поддержке. Но если люди уже знают ваш бренд, то важнее качество продукции. Если на людей не будет действовать реклама, то они смогут руководствоваться собственными суждениями о вкусе пива. И, по моему мнению, здесь у нас большое преимущество. Все что нам нужно — дать людям возможность попробовать наше пиво. После того, как они купят первую бутылку, они будут нашими постоянными покупателями.
В Германии пшеничное пиво очень популярно. Какое ваше личное отношение к нему? Можно ли сказать, что в генетическом коде немцев заложена любовь к пшеничному пиву?
Да, я уверен в этом. Для меня, как и для большинства немцев, это летнее пиво. Пшеничное пиво очень освежает в жару. Но и зимой немцы пьют его, чтобы вспомнить о лете (авт. смеется)… У меня есть уверенность в будущем пшеничного пива в Украине. Проблема в том, что пиво на полках вашего супермаркета, хотя и называется «пшеничное», оно далеко по вкусу от настоящего пшеничного пива. Когда-то на рынке был представлен бренд «Пшеничне Еталон» — это было пшеничное пиво превосходного качества, сваренное на заводе в Радомышле. Но сейчас лишь OeTTINGER Weiss дает возможность украинским потребителям ощутить вкус настоящего пшеничного пива. И это наш шанс развить этот сегмент рынка.
Закончите фразу: для меня пиво – это…
Для меня пиво — это моя персональная миссия. А когда я уйду, я хочу, чтобы обо мне вспоминали, не только как о пивоварепредпринимателе, а и как о пивоваре-художнике.