Пивоварам выдадут контрамарки: крафтовые производства в России рискуют разориться

Эксперимент по маркировке пива и других слабоалкогольных напитков (сидр, пуаре, медовуха) стартует 1 апреля. Власти объясняют необходимость такой меры высокой долей нелегальной продукции на алкогольном рынке. По данным Минпромторга, объём нелегального пивного рынка в России составляет 5–12% в зависимости от региона. Пивовары оценивают серый рынок всего в 2–5%.

«Те способы контроля, которые уже применяются по отношению к рынку, дают все возможности для выявления контрафактного пива, если такое вообще существует», — утверждают на пивоварне Wooden Beard.

Необоснованной и избыточной маркировку называет директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям пивоваренной компании AB InBev Efes Ораз Дурдыев. «Если в других категориях алкоголя доля неучтённой и контрафактной продукции может достигать 50%, то в пиве контрафакт отсутствует как таковой. Пиво — дорогостоящий в производстве продукт, подделывать который попросту невыгодно. Если говорить о количественном учёте для фискальных нужд, то это делается при помощи существующей системы ЕГАИС, которая, по оценке курирующих ведомств и бизнеса, является эффективным инструментом», — отмечает Дурдыев.

По оценкам экспертов, проблема существует только в сегменте разливного пива (от 3 до 10% неучтённой продукции). Руководитель НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский считает, что Петербург в этом отношении в лидерах по прилежанию. «У нас основной объём продаж алкогольной продукции (91%) реализуется через розничные сети, а чем выше этот показатель, тем ниже доля нелегального алкоголя. В сегменте крепкого алкоголя, по моим прикидкам, 10–15% нелегального объёма, основная прокачка которого идёт через интернет или несетевой ретейл в ночное время. К тому же подделать водку куда проще, чем пиво!» — утверждает эксперт.

Это того не стоит

Расходы, которые придётся понести компаниям, огромны, заявляют пивовары. «Мы не видим, каким образом они могут окупиться. Допрасходы неизбежно лягут на себестоимость продукции, а в условиях жёсткой конкуренции и высокой зависимости спроса от цены это станет дополнительным вызовом для производителей пива. В итоге издержки перейдут в стоимость продукции на полке, — отмечает Алексей Воробьёв, директор по корпоративным отношениям Heineken в России. — Если исходить из того, что объём рынка оценивается примерно в 8,5–9 млрд единиц, то только расходы на приобретение идентификационных кодов должны превысить 5 млрд рублей в год».

В AB InBev Efes стоимость установки оборудования, доработки систем внутреннего учёта и логистики оценивают в пределах $5 млн на завод.

«Компании будут вынуждены замедлить производство на 30–50%. Под угрозой закрытия окажутся до 30% малых и средних производств по стране. Бюджет недополучит порядка 60 млрд рублей налогов и акцизов. Высокая стоимость переоборудования линий выльется в повышение цен на полке на 15–20%», — заявляют там.

«Это будут серьёзные затраты без ощутимых преимуществ. В итоге заплатит потребитель. Пиво — это продукт массового рынка с невероятной конкуренцией, с очень низкой маржинальностью. Запаса маржи на то, чтобы принять на себя эти расходы, нет. Зачем это государству — непонятно», — соглашается председатель совета Союза российских пивоваров Даниил Бриман.

Высказывания руководителей компаний оспаривает Максим Черниговский. Он указывает, что для всех других алкогольных напитков маркировка была введена много лет назад и совершенно неясно, почему было сделано исключение для пива и пивных напитков. В подорожание для потребителя на десятки процентов эксперт не верит. «Да, необходимость маркировки увеличит затраты производителей, но, учитывая объёмы производства и то, что государство значительную часть затрат, связанных с маркировкой, компенсирует, себестоимость возрастёт незначительно и розничные цены вырастут на 1–2%», — указывает он.

Малые не выживут

Даниил Бриман напоминает, что продажи пива и пивных напитков подвержены сезонности. Любая установка дополнительного оборудования, которая предполагает дополнительную систему контроля, регулирования, управления, не производится в высокий сезон: это «смерти подобно».

Больше всего пострадают небольшие пивоварни, считают в Wooden Beard. «Малые предприятия воспринимают этот эксперимент как способ борьбы на рынке с небольшими, развивающимися предприятиями. Некоторые из них могут не выдержать дополнительной финансовой нагрузки и уйти с рынка», — говорят в компании.

Глава совета Союза российских пивоваров предполагает, что небольшие компании в целях экономии начнут маркировать продукцию вручную. С суждением об уходе с рынка небольших игроков эксперт согласен лишь частично: «Вероятность, что пивоварни начнут массово закрываться, — 50 / 50. Другое дело, что эксперимент им явно не поможет. У нас введена масса программ для поддержки малого бизнеса, но они все не для предприятий алкогольной отрасли. Вполне возможно, что эксперимент станет ещё одним гвоздём в крышке гроба».

Источник: dp.ru