Россия. Пивоваренный завод «Вятич»: Во главе — принцип трех «К»: культура потребления, качество продукции и контроль государства

Рост акцизов, счетчики, грядущее лицензирование производства — вот неполный перечень «маленьких радостей» жизни отечественных пивоваров в последние годы. И что самое главное — НЕТ никакой разницы, являешься ли ты пивоваром с сусловарочным котлом на100 л. либо гигантом, производящим миллиарды литров пива в год.
Странная ситуация и достаточно загадочная. Загадочная еще и потому, что до сих пор никто так и не разделил пивоваров по объемам производства и не предоставил щадящие режимы работы менее защищенным. Решить эту непростую загадку и переломить сложившуюся ситуацию призван сегодня Национальный союз производителей ячменя, солода, хмеля и пиво-безалкогольной продукции — организация, которая объединяет российских производителей сырья и российский независимый пивоваренный бизнес.
— В чем же отличие независимого российского пивоваренного бизнеса от крупного транснационального? — с этого вопроса начался наш разговор с президентом Национального союза производителей ячменя, солода, хмеля и пиво-безалкогольной продукции Александром Мордовиным, посетившим недавно наше предприятие.
— Во-первых, это, как правило одно пивоваренное производство в определенном регионе страны. Во-вторых, российская форма собственности. В третьих, иной ценовой сегмент продукции: как правило, пиво более дорого и недоступно подростковой аудитории. В четвертых, предоставляющие рабочие места в малых городах и сельских населенных пунктах. В-пятых, производящие высококачественную продукцию в соответствии с общепризнанными стандартами мирового пивоварения…. Перечислять можно долго, важно понять одно: пивовары в отличие от людей делятся по одному признаку — объему производимой продукции.
— Мы встречаемся на территории завода «Вятич». Какие задачи привели вас на вятскую землю?
— Руководством вашего предприятия принято решение о вступлении в наш Национальный союз, в составе которого практически все независимые российские региональные производители пиво-безалкогольной продукции. И наша общая цель — объединение. Чтобы вместе с производителями сырья изменить в корне сложившуюся ситуацию. А именно — негативное отношение к пиву, как продукту… Мы считаем, что именно независимый пивоваренный бизнес делает качественный продукт, сваренный из натурального российского сырья, из солода. И хотим выделить транснациональный бизнес в одну категорию законодательного регулирования, а независимый российский региональный — в другую.
— Какими же способами можно переломить ситуацию, которая складывается в последнее время, когда рынок пивоварения не растет?
— Он и не будет расти в ближайшие годы. Это связано в первую очередь с тем, что у нас есть законодательная политика, которая направлена на уменьшение производства и потребления алкогольной продукции. Но при этом на фоне общего снижения объемов производства и потребления пивоваренной продукции мы можем добиться роста объемов производства у независимого пивоваренного бизнеса. Что практически и наблюдаем: транснациональный бизнес потихоньку сдает свои позиции, а национальный бизнес усиливается.
— Но все равно на рынке будет и крупный бизнес, и малый бизнес…
— Транснациональный бизнес, конечно же, никуда не пропадет. За ним стоят огромные материальные и финансовые ресурсы. Это мы прекрасно понимаем. Но с другой стороны мы живем в Российском государстве. И я считаю, общий недостаток всей нашей производственной цепочки состоял именно в том, что мы не были представлены в органах государственной власти и соответственно не заботились о собственной защите. Поэтому в итоге и попали в ситуацию, когда понятие «пивной бизнес» у нас никак не делится между транснациональным бизнесом, мелким пивоваренным и средним пивоваренным бизнесом. Хотя во всем мире принята практика деления предприятий отрасли на три подгруппы в зависимости от объемов производства. Этого прежде в России не было. Сейчас нами сделаны уже первые шаги — отделен мелкий пивоваренный бизнес с годовым объемом производства до 300 тысяч дал. от крупного и среднего бизнеса. На следующем этапе нужно отделить средний — а это именно российский бизнес — от крупного транснационального…
— С точки зрения потребителя нет большой разницы, варит пиво крупный производитель или совсем небольшой. Главное — качество…
— Я считаю, разница есть. Возьмем страны Европы. Там издревле популярен именно тот продукт, который сварен региональными пивоварами. Почему? Качество — это само собой разумеется. А еще потому, что пивовар живет в этом же городе, и в случае чего ему можно «дать по шапке». Пожаловать к его папе-маме и пожаловаться: какой у них нехороший сын, варит плохое пиво… А возьмем транснациональный бизнес — там непонятно, к кому идти, если что не так. Там дяди сидят далеко и высоко… Второй момент. Сегодня очень высокая акцизная нагрузка на предприятия отрасли. И вы, как лицо, проживающее в Кирове, употребляя продукцию «Вятича», знаете, что акциз, — а сегодня он составляет 18 рублей на литр — пойдет в региональный бюджет. Если же вы выпили пиво другого пивовара, он перечислит эти же деньги в бюджет совсем другой территории… Поэтому всегда нужно смотреть, из чего сварено пиво: применяются ли натуральный пивоваренный солод, натуральный хмель. И вторая составляющая — нужно помнить, что, употребляя свое отечественное, ты поддерживаешь своего пивовара, который платит налоги в бюджет твоего региона.
— Однако в последнее время на уровне высших властей наблюдается политика, осуждающая призывы покупать местное…
— Да, последние шаги нашего государства в плане вхождения в ВТО, создания Евразийской экономической комиссии говорят о том, что мы должны быть открытыми, доступными. Но опять же пример европейского сообщества — при всех вхождениях во все структуры там всегда поддерживают родного производителя. Поэтому и нам надо грамотно отстаивать свои собственные интересы.
— Бывали ли вы прежде в Кирове, Александр Николаевич, знакомы ли с «Вятичем»?
— К сожалению, не был. Потому что до недавнего времени мы занимались работой, в основном, с поставщиками сырья — и Союз у нас объединял производителей ячменя и солода. Но в последний год, по просьбе представителей отрасли, попавших в очень сложные законодательные условия, мы приняли решение принимать в состав Союза и пивоваренную отрасль. Естественно, только российских региональных пивоваров. Благодаря этому я и приехал в Киров… Должен отметить, что мне очень понравилась экскурсия, проведенная на предприятии. Ну, а то, что пиво «Вятич» варится из натурального пивоваренного солода, я думаю, все жители вашего региона знают прекрасно.
— Удалось ли посмотреть город, пройтись по улицам?
— Прилетел вчера ночью — улетаю сегодня днем, так что ничего посмотреть не успел. Но я думаю, что мы этот недостаток в дальнейшем исправим… Самое главное — нужно работать, чтобы изменить то положение, которое сейчас у нас сложилось. И в законодательстве, и на бытовом уровне. Люди должны знать: пиво российское — это качественный продукт, сваренный из качественного российского сырья. Когда у людей будет это понимание, тогда и проблем у отрасли будет меньше. Тогда действительно во главе угла будет принцип трех «К», который сформулирован нашим Союзом: культура потребления, качество продукции и контроль государства.