Пиво и монашеские ордена Бенедиктинские корни пивных брендов Монастырское, но не католическое? Протестантское пиво |
С дохристианских времен и до позднего средневековья, пожалуй, любая крестьянка на территории современной Европы умела варить сброженый напиток из пророщеного зерна – прототип современного эля. Этот напиток был важным дополнением рациона, особенно в зимнее время, и варился по множеству рецептов. Но затем домашнее пивоварение вытеснили ремесленники-пивовары и монастыри. Причем именно монастырское пиво стало «брендированным», выделяющимся из пестрой массы продукции домохозяйств и средневекового общепита, которая иногда была опасна для употребления.
Монастыри были центрами накопления знаний, которые представляли собой сумму мнений и цитат — подобием Google Средневековья, по выражению философа Б. Гройса. Церковная школа схоластики способствовала изучению всего этого опыта, а обучение аристотелевской логике развивало критическое мышление. Кроме того, как и в современной научной среде, происходил обмен опытом с братьями из других монастырей, что выгодно отличало монахов от ремесленных пивоваров.
Как же так получилось, что сегодня по всей Европе действует до сотни монастырских пивоварен, а их роль на рынке пива очень незначительна, с точки зрения доли продаж? В частности, сохранившиеся пивоварни при католических монастырях являются слабым отголоском былого и никак не напоминают об их доминировании на рынке пива. Причин было несколько.
Сначала монастырские пивоварни разрушались и меняли хозяев под влиянием мощного движения Реформации – экспансии протестантизма и войны, ограничившей роль католичества в Европе.
Так, разогретые христианскими идеями Реформации, находясь под гнетом постоянно растущих податей, крестьяне стали выдвигать, в общем, справедливые требования сократить налоги, в том числе на нужды церкви, и отменить крепостной строй. В ответ на неадекватную реакцию феодалов началась Крестьянская война, которая продолжалась в 1524-1526 годах, затронула в основном южные регионы Германии. Но восстание было жестоко подавлено, а одним из его печальных итогов стало разорение многих монастырей.
Но еще большей бедой для католиков стала секуляризация* имущества церкви Наполеоном и его союзниками в 1803 году, которая привела к разрушению ведущей роли церкви в Европе, в том числе на ниве пивоварения. Большинство монастырских пивоварен тоже были «приватизированы», хотя некоторые со временем снова были возвращены тем или иным образом в собственность церкви.
* Секуляризация – изъятие чего-либо из церковного ведения и передача гражданскому, светскому ведению
Наконец с эпохой Возрождения и последующим расцветом естественных наук, пивоварение вышло на качественно новый уровень, стены монастырей стали ему тесны.
Сегодня мы наблюдаем новую волну возрождения монастырского пивоварения, связанную с интересом к штучной продукции, и духовно-историческому бэкграунду пива. Не последнюю роль играет желание материально помочь монастырю в его существовании и развитии.
Интересом к монастырскому пиву по возможности пользуются коммерческие пивоваренные компании. Хотя в пивоварении, так или иначе, задействованы до сотни монастырей, но в общем объеме продаж пива с монастырскими атрибутами безусловно доминируют бренды, которые не имеют к церкви прямого отношения.
Пиво и монашеские ордена
Католицизм – крупнейшее по численности направление в христианстве, которое исповедуют около 1.2 млрд. людей. Ключевую роль на рынке пива сыграли католические монашеские ордена, которые имеют разные уставы и идеологию. Поэтому их вклад в историю пивоварения качественно разный.
Видимо, в силу присутствия реальных пивоварен, атрибуты орденов бенедиктинского устава привлекают меньшее внимание маркетологов, чем образы и персоналии нищенствующих орденов.
Скорее всего, в следующих главах мы перечислим не все пивоварни при католических монастырях, хотя бы, потому что их число в мире постоянно растет. Пивоварение – традиционный и, как оказалось, эффективный способ хозяйственной деятельности для современных монахов.
Также очень важным нам кажется аргумент бенедиктинцев из Норсии, о том, что пивоварение — это «поиск пути к тем людям, которые не интересуются религией», поскольку пивоварни являются точкой соприкосновения служителей церкви и мирян. А в последнее время католическая церковь стремится к большей открытости и большему участию в жизни общества, такие контакты ей необходимы. Поэтому в католических общинах по всему миру, там где это уместно, стоит ожидать открытия еще множества новых пивоварен.
Рассмотрим структуру католических орденов, пивоварен и монастырских брендов более подробно.
Бенедиктинские корни пивных брендов
В Германию бенедиктинцы пришли из Англии еще в VIII веке с целью укрепить позиции Папы и христианства. Позже появились первые монастыри ордена. Сочетание усердия с творческим началом позволили немецким монахам создать запоминающиеся вкусы и первые пивные бренды. А способствовал этому технологический прорыв, который произошел в пивоварении.
Историки говорят, что в раннее средневековье бенедиктинцы впервые начали регулярно использовать хмель при варке пива. Благодаря хмелю срок хранения пива, а соответственно, и география его поставок выросли. Теперь продукцию монастыря стало возможным попробовать далеко за пределами региона, в котором варилось пиво.
В полной мере преимуществами хмеля воспользовались пивовары в монастырях Германии. Консервативные англичане, которые весьма преуспели к тому времени в технологии пивоварения, до XV века относились к хмелю с недоверием. Возможно, по этой причине сегодня не английское, а немецкое пиво стало именем нарицательным.
Традиционно пивоварни при монастырях варили особое пиво для подкрепления сил паломников. Но пиво, которое щедро разливалось бедным странникам, стучавшим в двери монастырей, могло также стать источником дохода. Бенедиктинцы в связи с самостоятельным обеспечением нуждались в деньгах. Поскольку монастыри вели активную экономическую и торговую жизнь, вполне естественно, что, усовершенствовав технологию, они перешли от производства пива для собственных нужд к обеспечению пивом близлежащих деревень и городов, а иногда и соседних регионов.
Так, согласно документу 1040 года, подлинность которого не подтверждена, бенедиктинскому епископу выдавалось разрешение торговать на территории города Фрайзинг пивом, сваренном в монастыре Weihenstephan. Эти разрешения, как и современные лицензии, не были бесплатными, но пивоварня, видимо, была не в убытке. Потому что компания с названием Weihenstephaner известна сегодня, как старейшая действующая пивоварня в Германии, хотя давно уже принадлежит не бенедиктинцам, а государству.
Со временем монастыри, уплачивая большие налоги и получая за это преференции от местных правителей, стали поставлять на рынок все больше пива и строить собственные таверны, отбирая долю рынка у ремесленников-пивоваров. Иногда недовольство пивных гильдий бурным развитием монастырских пивоварен доходило до такого предела, что выливалось в бунты. Тогда властям приходилось даже запрещать монастырям торговлю пивом, как это сделал император Сигизмунд в XV веке.
В 1803 году в Германии начался процесс секуляризации, практически уничтоживший монастырское пивоварение в его естественном виде. Правители германских государств воспользовались ослаблением католической церкви во времена наполеоновских войн, чтобы национализировать ее имущество.
На тот момент только в Баварии насчитывалось около 350 монастырских пивоварен. А по всей Германии, по некоторым оценкам, действовало порядка 500 пивоварен различных католических орденов. Лишь некоторые монастыри избежали потери своего имущества или установили договорные отношения с новыми владельцами, что позволило им продолжить варить пиво. Таким образом, в XIX веке монастыри перестали играть сколь-нибудь заметную роль на немецком рынке пива, хотя и оставили огромный след в истории пивоварения и в памяти немцев.
Пивовары-бенедиктинцы в Германии
На сегодняшний день нам известно о 19 пивоварнях в Германии при монастырях. Часть из них сохранила преемственность от старинных монастырей, часть была основана на новом месте. Некоторые из пивоварен перешли в частное владение, но сохранили имя и атрибуты монастырей при производстве пива (как упомянутый Weihenstephaner) и их тоже условно можно считать монастырскими.
Половина действующих монастырских пивоварен расположены в Баварии, где они привлекают внимание туристов как культурные объекты. Гости монастыря имеют возможность совместить приятное – кружку пива, выпитую в самой пивоварне или соседнем ресторанчике, с полезным – знакомством с немецкой историей.
Годовой объем выпуска пивоварни составляет порядка 0.3 млн. дал. При этом пиво Weltenburger разливается в стенах самого монастыря. Туристы имеют возможность продегустировать его во время экскурсии на пивоварню или в пивном саду. Хотя объемы выпуска сравнительно небольшие, ассортимент пивоварни включает в себя около 10 классических и сезонных сортов немецкого пива.
Началась история пивоварни с 1391 года, когда бенедиктинцы основали монастырь, расположенный в живописной местности на горе между озерами Штарнберг и Аммерзее в Верхней Баварии. Эту гору и сам монастырь мы видим на этикетке бренда Andechs. Через 43 года после секуляризации, в 1846 году, монастырь был выкуплен королем Людвигом I и возвращен в собственность бенедиктинцев с именем св. Бонифация. Документально установлена дата начала производства пива – 1450 год, но конечно, сегодняшняя пивоварня, которая начала действовать в 1970 году с привлечением наемных работников – это совсем другой масштаб производства.
***
Чтобы получить по e-mail полную версию статьи в pdf, предлагаем купить ее сейчас ($10, по курсу) или связаться с менеджером.
2Checkout.com Inc. (Ohio, USA) is a payment facilitator for goods and services provided by Pivnoe Delo.
Полная версия статьи на английском языке доступна на сайте abbey.beer