Россия. Необычные брэнды, созданные яркими предпринимателями, нередко теряют свою привлекательность

Необычные брэнды, созданные яркими предпринимателями, нередко теряют свою привлекательность после продажи крупным корпорациям. Sun Interbrew пытается уберечь от подобной участи марку «Тинькофф». Пиво «Тинькофф» западные консультанты называли прорывом в отечественном маркетинге. По мнению шведского гуру брэндинга Томаса Гэда, это одна из самых ярких торговых марок, созданных в России. Но если бы у Sun Interbrew был выбор, вряд ли этому пиву нашлось бы место среди других федеральных брэндов компании. Самым удобным вариантом для владельца был бы тихий уход «Тинькофф» со сцены. Однако в конце апреля Sun Interbrew выпустила в эфир центральных каналов новые ролики. Теперь крупной публичной компании придется продемонстрировать умение решать одну из самых сложных маркетинговых задач: встроить в свой портфель «индивидуальный» брэнд, основная сила которого была в отражении философии и субъективных взглядов на жизнь его прежнего владельца.


Олег Тиньков не раз рассказывал о своей мечте: построить бизнес, похожий на компанию легендарного Брэнсона. В отличие от Virgin, его шумные проекты не всегда становились столь же успешными. Например, доля пива «Тинькофф», по данным «Бизнес Аналитики», за последние три года так и не перевалила за 1% . Поэтому продажа актива не принесла Олегу Тинькову большой прибыли. Объявленная сумма сделки по продаже пивоваренного бизнеса холдингу Sun Interbrew в августе 2005 года составила USD 201 млн. На деле размер гонорара, как утверждают знакомые с ходом ведения переговоров менеджеры, был около USD 180 млн. Правда, часть этой суммы Олегу Тинькову пришлось направить на погашение собственных долговых обязательств – около USD 75 млн. Если учесть, что в общей сложности в производственные мощности он инвестировал около USD 130 млн, то прибыль оказалась не такой и большой, что признавал и сам Тиньков. Но зато ему удалось отстоять свое детище – пиво «Тинькофф». «Вокруг этой марки было очень много пиара, но очень мало результатов. Когда Олег продавал завод, он не хотел, чтобы сделка выглядела унизительной капитуляцией. Он настаивал и на том, чтобы новый владелец обеспечил марке стабильную рекламную поддержку»,– рассказывает источник СФ.


Sun Interbrew согласилась развивать марку дальше: покупка завода увеличивала ее производственные мощности на 2,3 млн гектолитров, но самое главное – открывала путь на Северо-Запад. «Несмотря на серьезный маркетинговый бюджет, компания никак не могла закрепиться в этом регионе, ее рыночная доля составляла всего около 3,9%, намного меньше, чем в среднем по России,– вспоминает аналитик компании «Финам» Ольга Самарец.– А если ты обзавелся на месте собственными производственными мощностями, задача упрощается». Но для крупной публичной компании марка «Тинькофф» – отнюдь не подарок, ведь известность пиво завоевало благодаря эпатирующей рекламе. Конечно, опыт проведения неоднозначных рекламных кампаний у Sun Interbrew был: при продвижении пива «Клинское» в рекламе активно использовались образы подростков. Это привело к тому, что МАП запретило показ роликов, а на компанию обрушился шквал обвинений в спаивании молодежи. Виновной себя Sun Interbrew не признала, но, как заявляли чуть позже ее топ-менеджеры, «острые рекламные атаки» больше в планы не входили. Кроме того, прямая связь между названием марки и именем Олега Тинькова, на имидж которого Sun Interbrew влиять практически не может,– тоже не лучший аргумент в пользу развития брэнда. «Кто захочет брать на себя такой риск,– рассуждает представитель российской пивоваренной компании.– Тем более что Олег – человек эпатажный, вот, не дай бог, посадят его в тюрьму – и брэнд погиб».


Даже при благоприятном развитии событий брэнд не представлял особого интереса для Sun Interbrew. «Тинькофф» апеллировал к самовыражению. А на этом поле шансы любой лицензионной марки выглядят предпочтительнее: целевая аудитория – молодые и ценящие собственное «я» – отдают предпочтение западным маркам. В портфеле бельгийцев достаточно лицензионных брэндов, способных завоевать симпатии «космополитов». Но достигнутым договоренностям пришлось следовать.


В Sun Interbrew над будущим «Тинькофф» размышляли почти полгода и пришли к похожим выводам. «„Тинькофф” – это брэнд с провокационной историей,– говорит брэнд-менеджер марки Александр Прокофьев.– Мы решили сохранить преемственность, чтобы не нарушать сформировавшийся в сознании потребителя образ. Целевая аудитория, ценовое позиционирование принципиально не изменятся».


С рекламной политикой оказалось сложнее. Позволить себе рекламу в прежнем духе значит идти против корпоративных принципов. В этом смысле пресловутое БЛИЖ (реклама пива «без людей и животных») Sun Interbrew на руку: показать в ролике «скандальные» части тела человека не получилось бы даже при большом желании. В конце прошлого года холдинг объявил тендер на разработку новой рекламной кампании пива «Тинькофф». Лучшим было признано решение, предложенное рекламным агентством Lowe Adventa. «Нам было интересно придумывать идеи для брэнда, обладавшего хорошей наглостью и напором,– делится своими впечатлениями Павел Мордюков, руководитель творческой группы Lowe Adventa.– Хотя на нас несколько давила репутация марки: работать с чистого листа психологически намного проще». Основной задачей агентства было сохранить элемент провокационности. «Запретных тем в рекламе „Тинькофф” для нас не было,– продолжает Павел Мордюков.– При этом нам хотелось уйти от вульгарности, которая проскальзывала в предыдущих кампаниях». Впервые за несколько лет в разработке креатива для пива «Тинькофф» его создатель не участвовал. Правда, как рассказывают в агентстве, он оценивал результат. Оценка, как следует из письма, отправленного Тиньковым креативной группе, была положительной.


В особой симпатии к марке «Тинькофф» никто из собеседников СФ не признался. Но и вообразить себе марку без ее идейного вдохновителя Олега Тинькова и его правил работы никто не может. В компании «Тинькофф» просматривали все рекламные материалы, но в отличие от крупных компаний часто действовали вопреки мнению, высказанному потребителями. Кроме того, многое могло измениться, если кого-то в последний момент осеняла гениальная идея. Процедура принятия решений в крупных компаниях принципиально другая: игнорировать результаты фокус-групп, вносить изменения в утвержденную руководством программу нельзя. «Что вы хотите? В крупных компаниях работают бюрократы,– рассуждает Самвел Аветисян.– Поэтому многие гиганты напоминают подслеповатых бегемотов: еще могут кого-то съесть и за счет этого прибавить в весе, но на легкость лани в принятии решений и разработке креатива уже не способны». Что бы в итоге ни сыграло главную роль (бюрократия, нежелание Sun Interbrew ассоциировать себя с эпатажем или неумение российских рекламщиков находить яркие решения в условиях БЛИЖ), но многие маркетологи единодушны: обновленный «Тинькофф» совершенно «не цепляет», о его особенностях напоминает только фирменная музыка. По мнению Михаила Дымшица, в техническом плане работа сделана качественно, но в результате получилась просто красивая картинка. «С точки зрения остроты и провокационности идей нам есть куда расти»,– признает Павел Мордюков. Агентство попыталось создать образ мачо, красиво ухаживающего, преподносящего дорогие подарки и так же легко расстающегося со своими привязанностями. Но в отличие от того, что «Тинькофф» показывал в рекламе раньше, это действительно самая обычная история.


С 2003 года, когда марку начали активно раскручивать, годовой рекламный бюджет «Тинькофф», по данным компании, составлял не менее USD 5 млн. В Sun Interbrew не раскрывают, сколько они готовы тратить на «Тинькофф». Но, по некоторым сведениям, эта сумма не дотягивает и до USD 3 млн. Если исключить скандальные выходки Олега Тинькова, поддерживавшие интерес к его продукции, «Тинькофф» рискует стать одним из множества других заурядных пивных брэндов. Кем бы ни считали Ричарда Брэнсона после его экстравагантных выходок вроде полета на воздушном шаре вокруг Земли – все это работало на известность его компании. Олег Тиньков также не скрывал, что для него самопиар – эффективный способ минимизировать затраты на прямую рекламу брэнда (правда, он для минимизации затрат не пересекал океан, а организовал перед 8 Марта антибуржуазную вечеринку в Куршевеле, на которую желающие должны были явиться в аскетичной одежде). «Потребители перемен не заметят. Это пиво было явлением только для маркетинговой тусовки»,– считает Михаил Дымшиц. Если рыночная доля «Тинькофф» приблизится к нулю, позиции Sun Interbrew не пострадают.