Россия. Миноритарии против

Слияние подконтрольных холдингу BBH пивзаводов “ЯрПиво” и “Воронежский” может быть перенесено на неопределенный срок. Миноритарных акционеров воронежского предприятия не устроил коэффициент обмена акций, и на прошедшем в начале недели внеочередном собрании акционеров компании они проголосовали против слияния с “ЯрПивом”.

По оценкам Объединенной финансовой группы, в 2004 г. “ЯрПиво” контролировало 6,6% российского рынка пива при объеме продаж 54 млн дал. В 2003 г. выручка компании составила $207 млн, чистая прибыль – $49,6 млн. Около 61% акций группы компаний принадлежит BBHolding. Вторым по величине акционером “ЯрПива” является его гендиректор Анатолий Арзиманов (12%), вместе с работниками предприятия контролирующий блокпакет пивоварни. “ЯрПиво” контролирует 81,75% акций ОАО “Пивзавод “Воронежский”. Капитал “ЯрПива” разделен на 74,32 млн акций, пивзавода “Воронежский” – 400 000 акций. 

О том, что “ЯрПиво” и пивзавод “Воронежский” будут переведены на единую акцию, стало известно весной этого года. В начале июня акционеры “ЯрПива” одобрили слияние, а во вторник состоялось собрание акционеров воронежского завода. Исходя из оценки Росэкспертизы, акционеры “Воронежского” должны получить 10,6 акций “ЯрПива”. Этот коэффициент не устроил миноритарных акционеров компании, которые проголосовали против слияния, рассказывает представитель петербургской инвесткомпании “Энергокапитал” (также является акционером “Воронежского”) Сергей Григорьев. Трейдер “Энергокапитала” Михаил Мун уточнил, что пул акционеров воронежского завода вместе с “Энергокапиталом” контролирует “около 80% free-float” (почти 15% акций) предприятия. Голосование этим пакетом может стать решающим, потому что по законодательству представители “ЯрПива” не имели права голоса на собрании, поскольку являются заинтересованной стороной в сделке.

“Мы считаем, что справедливый коэффициент лежит в границах 25-30, а все, что ниже 21, мы рассматриваем как грубое ущемление наших интересов”, — поясняет Григорьев. Но к основному акционеру “ЯрПива” у “Энергокапитала” претензий нет. Григорьев называет все “техническим недоразумением менеджеров воронежского завода, которое можно уладить за столом переговоров”.

По словам источника, знакомого с ситуацией, “Энергокапитал” вел скупку акций воронежского пивзавода в интересах BBH. Представители “Энергокапитала” не скрывают того, что “хорошо знакомы” с менеджерами BBH, но слова источника не комментируют. Как считает Мун, клиентами его компании выступают физические и юридические лица, а также западные инвестфонды, чьи имена он назвать отказался. У президента BBH Кристиана Рамм-Шмидта вчера получить комментарии не удалось, а финдиректор “ЯрПива” Ольга Белюсова от комментариев отказалась, сославшись на то, что результаты голосования еще не подведены.

“Учитывая непростые отношения с гендиректором «ЯрПива» Анатолием Арзимановым [об этом «Ведомостям» в интервью говорил и сам Арзиманов], BHH заинтересована в получении полного контроля над пивоварней”, — говорит аналитик ФК “УралСиб” Марат Ибрагимов. Он предполагает, что коэффициент, на котором настаивают миноритарии воронежского завода, приведет к тому, что Арзиманов и дружественные ему структуры могут лишиться блокирующего пакета объединенной с воронежским пивзаводом компании “ЯрПиво” и не смогут влиять на дальнейшую судьбу предприятия. Для того чтобы Арзиманов мог сохранить контроль над блокпакетом при коэффициенте обмена в 10,6, он должен контролировать минимум 25,3% акций “ЯрПива”, полагает Ибрагимов. По его расчетам, если будет установлен коэффициент, на котором настаивают миноритарии воронежского завода, пакет, контролируемый Арзимановым, может оказаться менее блокирующего.

Партнер юридической фирмы “Вегас-Лекс” Альберт Еганян говорит, что миноритарии воронежского завода вполне могли заблокировать решение основных акционеров. “Корпоративный путь решения этого вопроса возможен, если в уставе «ЯрПива» предусмотрена процедура выкупа акций, — поясняет Еганян, — судебный — заставить миноритариев через суд обменять акции по тому коэффициенту, который был предложен мажоритариями, и третий, экономический, — прийти к общему знаменателю путем переговоров”.