Как на мировом рынке солода отразится война в Украине

Нынешнюю ситуацию на мировых рынках зерна и солода можно охарактеризовать как «штормящую», считает Брент Атхилл, управляющий директор RMI Analytics.

В презентации, состоявшейся на конференции RMI Brewery в Антверпене, Бельгия, он объяснил, что цены на зерно были высокими еще до недавней войны в Украине.

Основным игроком был Китай, отрезанный от некоторых из шести основных регионов поставок ячменя (включая Аргентину, Австралию, Канаду, Европу: в том числе Великобританию, Россию и Украину).

Китай впервые ввел пошлину в размере 80,5% на импорт австралийского ячменя в результате антидемпингового расследования, проведенного правительством Австралии. Это равносильно запрету на ячмень из Австралии, которая раньше была одним из основных поставщиков Китая, что вызвало потребность в поставках из других стран.

Еще один поставщик ячменя исчез в 2021 году, когда засуха в США и Канаде вынудила Северную Америку саму импортировать ячмень.

Теперь, с недавней войной в Украине, третий поставщик ячменя частично выбыл, так как около 500 тыс. тонн ячменя из Украины не будет доступно по крайней мере в этом году. В 2021 году на Россию и Украину приходилось около 27% всей мировой торговли ячменем.

С точки зрения пивоваров ситуация тоже плохая, но не настолько.

По словам Атхилла, ежегодное мировое производство ячменя составляет 147 млн тонн, но для соложения требуется только 25 млн тонн. Это показывает, что недостатка в пивоваренном ячмене не будет. Только в особых условиях, таких как сейчас, с высокими общими ценами на зерно, солодовни и следовательно, пивовары должны платить также более высокую цену, а в другие годы с неблагоприятными погодными условиями для отрасли может потребоваться снизить требования к качеству пивоваренного ячменя, чтобы добиться более высоких показателей отбора.

Даже с исторической точки зрения баланс ячменя не выглядит неблагоприятным. За последнее десятилетие селекционерам и фермерам удалось значительно увеличивать производство ячменя, исключая сезонные колебания, чтобы не отставать от роста потребления пива.

Еще один момент, о котором не стоит беспокоится — это солодовенные мощности. Несмотря на то, что Украина и Россия считаются житницей Европы, на обе приходится всего 1,925 млн тонн или 7% мировых солодовенных мощностей. Учитывая, что на обе страны также приходится 5% мирового производства пива, влияние дефицита поставок из этих стран на мировой рынок хоть и ощутимое, но не опасное для отрасли.

В 2022 году загрузка мощностей мировой солодовой промышленности оценивается на уровне 91%, что на 4% больше, чем в прошлом году, когда рынок пострадал от пандемии. Атхилл считает, что использование мощностей по производству солода в ближайшие годы будет увеличиваться, а восстановление экономики и дальнейший рост потребления пива вызовет потребность в инвестициях в новые мощности.