Nielsen: потребитель-2020 и новые привычки, ставшие нормой

Коронавирус – основной фактор, влияющий сегодня на поведение покупателей. Под давлением обстоятельств они изменили свои привычки потребления и критерии выбора магазинов и каналов продаж. Как будет действовать покупатель в ближайшем будущем? К чему готовиться бизнесу? Об актуальных потребительских трендах и перспективах их развития рассказал Константин Локтев, директор по работе с ритейлерами Nielsen Россия на Неделе Ритейла 2020.

Безопасность – новая привычка

Фактор карантина с марта по сентябрь 2020 года заметно повлиял на потребительское поведение – 32% покупателей отметили, что пострадали от коронавируса как с точки зрения здоровья, так и финансов. В нашу жизнь прочно вошла забота о безопасности – маски и санитайзеры. И если маски – это вынужденная мера, то санитайзеры – более осознанная покупка, антисептик для рук можно найти в каждой 10 покупательской корзине. А 29% покупателей отмечают, что пользуются антисептиком в торговой точке. Сильно пострадали от коронавируса сегменты HoReCa и вендинговый бизнес. Предприятия общественного питания не посещает 37% потребителей, а кофе-машинами на АЗС не пользуются 44%. Основная причина – это небезопасно, покупатель ощущает риск заражения вирусом. Аналогичная ситуация сложилась в сегменте вендингов – продажи снеков и напитков упали на 60–80%, зато вырос спрос на воду и молоко в розлив (+20%), а также средства индивидуальной защиты.

Цена определяет выбор точки и канала

Покупатели стали чаще ориентироваться на цены: растет доля СТМ , дискаунтеров и промо-продаж. 

В пандемию выросла доля собственных брендов сетей – 8 из 10 покупателей покупают СТМ по причине хорошего соотношения цены и качества. За последний год аналитики отмечают тенденцию к росту доли частных марок. 

В Европе растет доля дискаунтеров, в России игроки также активно инвестируют в этот канал, появилось значительное количество байеров, которые позиционируют себя как магазины низких цен и завоевывают лояльность покупателей. Сеть Fix Price, «Да!» готовы рекомендовать 46% покупателей, дискаунтер «Победа» – 43%, «Маяк» – 42%,«Светофор» – 41%.

Растет доля промо-продаж: 46% потребителей совершили покупки в новой для себя точке только ради акций и скидок. При этом покупатель ищет промо как в офлайне (+34%), так и в онлайне (+32%), что не наблюдалось год назад. Для покупок 62% покупателей используют оба канала продаж, а 38% продолжают покупать только в физических магазинах. 

Как следствие  – растет доля онлайн-торговли. До короновируса 59% ключевых FMCG-ритейлеров развивали свои интернет-магазины и 21% сотрудничали с маркетплейсами. По состоянию на сентябрь в онлайн вышли 76% ритейлеров, а 48% стали продавать свои товары через маркетплейсы и сервисы доставки. «Тот факт, что индустрия активно инвестирует в онлайн-канал, говорит о том, что дистанционная продажа продолжит свой бурный рост», – отмечает аналитик.

Мотив выбора того или иного канала совершения покупки также изменился. В физический магазин идут по привычке (36% покупателей), чтобы прогуляться, выйти из дома (27%). Онлайн канал выбирают ради широкого ассортимента (37% покупателей), экономии времени (35%) и нежелания стоять в очереди (34%).

А еще в онлайн идут ради закупки впрок. Кстати крупная закупка в FMCG-секторе не нова для рынка, но и она развивается в новой для себя парадигме, произошло заметное перераспределение между точками – покупатели чаще закупаются в онлайн-магазинах, дискаунтерах и магазинах «у дома», а не в крупных форматах, гипермаркетах как это было раньше. Также покупатель изменил локацию и место совершения покупки (уехал на дачу, в деревню во время самоизоляции). Как результат продажи в современной торговле сельской России растут быстрее городской – 22% против 8,9%.

Фото: Dmitry Kalinovsky/shutterstock 

Изменения в образе жизни изменили модель потребления

У населения поменялся стиль жизни – приготовление пищи дома, удаленная работа, онлайн-обучение и тренировки, косметические процедуры своими руками и т. д. Многие из тех вещей, которые раньше помогал сделать кто-то, теперь мы делаем сами, поэтому на рынке стала доминировать модель «сделай сам» (do-it-yourself, DIY). 

В результате выросли продажи таких категорий как ингредиенты для выпечки, приправы, посуда для приготовления пищи, духовые шкафы, фритюрницы, грили и т. д. Начала расти алкогольная группа как компенсация сокращения сегмента HoReCa. Прирост показали категории пива (7,5%), рома (9,3%), виски (9,8%), коньяка (7,4%). Растет категория по уходу за домом – бумажные полотенца (12,7%), средства для мытья пола (7,4%), отбеливали (2,4%). Люди хотят сделать свой дом, прежде всего, безопасным. Однако сократились продажи товаров категории ухода за собой – средств для укладки волос (-24,6%), шампуней (-11,5%), средств по уходу за кожей (-11,1%), персональных средств гигиены (-10,5%), зубной пасты (-10,6%), дезодорантов (-2,4%). Растут продажи медицинских тестов, товаров для спорта и сна. 

Еда как путь к здоровью и радости 

Продукты питания в целом растут быстрее рынка, например такие категории как творог (5,6%), молоко (2,4%), кофе молотый и зерновой (3,4%), готовые завтраки (4,1%). У покупателя появилось желание порадовать себя, в этом признались 62% покупателей. В топ-5 категорий-угощений, которые участники исследования приобрели во время последнего визита, вошли шоколад (23%), соки (23%), печенье (19%), алкоголь (19%), сладкие газированные напитки (11%).

Также сохраняется тренд на здоровое питание – 18% покупателей стали чаще покупать фреш-категории за последние 4 недели. В целом категория выросла на 2% по сравнению с прошлым годом. Свой выбор покупатель объясняет фразой: «Лучше фрукты, чем булочки и печеньки». 

А вот категории длительного хранения (крупы, бульоны, чай, масло, макароны) сегодня покупают меньше: эти продукты потребители закупили впрок еще весной.

«Основной фактор, который влияет на покупательское поведение – коронавирус. Мы пережили карантин, лето и входим во вторую «волну» пандемии. Сейчас – тот период, когда можем делать выводы и составлять прогнозы на следующий год – что ждет бизнес и к чему готовиться. После 2014–2015 гг. рынок несколько лет восстанавливался до уровня доходов 2013 года. Сейчас вновь произошел откат, и реальные доходы ниже, чем в 2013 году примерно на 10–15%», – отметил Константин Локтев. Это значит, что многие из показанных трендов носят долгосрочный характер и, по крайней мере, в течение 2–3 лет будут влиять на развитие рынка

Яна Морозова, Retail.ru