Сегодня в «Будь в теме» мы рассмотрим процесс движения крафтовой пивной культуры от маргинального зачаточного состояния до широкого распространения в массах с набором социальных сетевых связей. Эта статья будет интересна с точки зрения рассмотрения крафтовой культуры, влияния малых групп на принимающее всё новое большинство, на аспекты «изгнанник – свой».
Итак, начнём с того, что крафтовая культура пивоварения – это очень молодое направление. Можно смело утверждать, что всё движение можно отследить во времена становления Микрософта и появления Гугла. Конец 20 века дал новые возможности реализовать самобытность человеческой души, включить на максимум творческие порывы. Цифровая экономика позволила в Америке реализоваться новому направлению, крафтовому движению. Можно смело утверждать, что крафтовое движение – это успешный стартап, который превратился в огромную глобальную суб-культуру.
А теперь представьте времена, когда в мире выпускают пиво только транснациональные корпорации. Они максимально его делают дешёвым, чтобы сражаться с себе подобными. В этих условиях запустить крафтовую пивоварню, чья продукция будет стоить на процентов 40-50 выше стоимости транснационального пива – смерти подобно. Однако нашлись люди, которые поверили в свои силы и были окрылены идеей превратить пиво из обычного напитка в некий элитарный продукт, который сможет формировать вокруг себя новую социальную культуру!
Раньше, да и сейчас, таких людей называли маргиналами. И за счёт негативной коннотации, которую в этот термин заложили немецкий социолог Георг Зиммель и американский социолог Роберт Парк, общество изначально с предвзятостью относилось к таким людям. А ведь, если посмотреть, много вопросов именно маргинальная культура смогла решить с точки зрения продвижения свободного восприятия окружающего мира. Зажатые индустриальной культурой люди были превращены в винтики системы. На Западе к людям, которые выпадали из системы, использовали название «маргиналы», в СССР – «диссиденты». А ведь де-факто, многие из маргиналов – это были творцы, которые не могли работать в определённых рамках. Да, на тот момент их время не пришло, поэтому общество их отвергало, однако спустя некое время, в обществе появлялись возможности для реализации новой культуры. И вот то, что буквально вчера считалось маргинальным, уже сейчас становится пиком моды, либо науки, либо основой новых политических процессов.
Чтобы понять историю успеха крафтовой культуры, надо понять суть «маргинализма». Термин «маргинал» происходит от латинского слова MARGO, что значит “край”. В нашем языке эти термины превратились в более привычные нашему уху слова «марка» и «маржа». Когда этот термин формировался, в него закладывалась суть некоей «инаковости» конкретного человека относительно системы ценностей большой группы. Так же это было заложено в архетип Искатель у Карла Юнга. Это относится к людям, которые «тоскуют по Раю». Т.е. они в этом мире видят некие несуразицы и мечтают либо покинуть этот мир, либо найти внутри нашего мира нечто, что смогло бы соответствовать их пониманию Идеала. Граничащим с Искателем архетипом является Бунтарь. И если Искатель ищет Свободу, то Бунтарь ищет Независимость. И именно эти показатели обычно присущи людям, которые кардинально меняют мировые системы.
В чём же успех людей с подобным архетипом? А успех заключается в том, что большинство людей с превалирующими иными архетипами имеют то, что они могут потерять с точки зрения их Реальности. А вот маргинал – это человек, которому нечего терять, так как он видит, что эта система не совершенна, и он наоборот стремиться её видоизменить, чтобы добавить ей Красоту и Гармонию, которую пока не видят остальные. И когда приходит момент, и окружающие люди повышают свой уровень восприятия, в этот момент маргиналы уже перестают быть людьми Края, а становятся Центровыми, кто уверенно формирует новый регламент жизни. Конечно же это касается не всех людей, но в принципе это можно отнести к большой доле маргиналов.
Самый простой пример – приезжие. Они в основной своей массе добиваются большего, чем местные. Почему так? Потому что местные вписаны в систему и боятся её нарушить. Это может привести к выпадению их из социальной группы с потерей их статуса. Это большие риски и опасности. Приезжие ничего не теряют от своей напористости. А так как местные привыкли жить в определённом векторе, приезжие в итоге без конкурентной борьбы формируют новую реальность. Вспомните развал Рима и проигрыш его варварам. Потеря пассионрности привела к проигрышу, а маргинальная группа варваров, коих было капля в море относительно огромной Римской Империи, смогла навязать свою политику на больших территориях.
Вот так и сейчас мы наблюдаем, как римская империя транснациональных гигантов трещит по швам под ударами малой группы пивных маргиналов, крафтовиков, которым нечего терять, кроме обретения нового мира, где пиво – это не просто вода со вкусом, а действительно качественный продукт, имеющий более сотни стилей и тысячи вкусов, с уникальными ароматами. Продукт, который может подчеркнуть разные эмоциональные состояния человека, как радость, так и грусть, как помочь сосредоточится на чём-то, так и наоборот, расслабиться. В отличие от старого шаблона пива, которое покупали к водке, чтобы дешевле довести себя до состояния полной отключки. Новая культура крафта – это то, что в будущем воплотиться в подобие того, что сотворил Ренессанс.
Хочется отметить, что маргинальная культура – это в основном культура молодёжи. Почему так произошло? Потому что взрослые уже вписаны в систему, уже имеют свои места, которые приносят им некие материальные блага. А молодёжь пока ничего не имеет. И если она не попытается вырвать себе кусочек, она погибнет. И так уж получается, что несмотря на то, что каждый год у нас приходит новая молодёжь, человечество не живёт в войнах между молодыми и взрослыми. Наоборот, от десятилетия в десятилетие расширяется мораль общества, крепнет этика каждого индивида.
Именно молодые первыми отказались от употребления пива, как способа напиться до потери памяти. Они пошли в спорт, занимаясь здоровьем. И теперь уже новые молодые люди внедряют новую культуру, что пиво и здоровье – это не враги, а друзья. Потому что крафтовое движение создало для спортсменов такое пиво, которое реально помогает в тренировках, не вредя физическому здоровью. Это наш любимый молочный стаут. Когда же оказалось, что не пиво враг, а продукт пивной, который производят глобалисты, в этот момент молодёжь решила распробовать все варианты пива. И вот тогда и начался бум на крафтовое движение. Мощный крафтовый поток мы увидели уже после 2010 года. Новые маргинальные течения превращаются в экспресс для новой культуры социума.
Теперь пиво готовят для людей, а не для зарабатывания денег. Каждый пивовар становится Творцом, художником в момент создания нового сорта, который ещё не пробовал ни один живой человек на планете. Так и получается реализовать ту мечту о Рае людей, которые жили в 70 годах и были вынуждены пить усреднённые «Жигули».
Если же вы обратили внимание, крафтовое движение не только развивает себя. Оно взаимодействует с разными маргинальными направлениями, которые совместно становятся масс культурой молодёжи, а значит и общей культурой человечества по прошествии 20 лет. Так мы можем упомянуть недавний фестиваль во Львове, где крафтовики отрывались по полной совместно с ценителями виниловой музыки. Казалось бы, винил умер, ан нет, он переродился в новом формате. Сюда же мы отнесём и крафтовые выставки совместно с художественной татуировкой. Закончилось время, когда люди ставили себе масти, чтобы показать «свой-чужой» и своё место в иерархии. Пришло время, когда молодёжь может показать миру свои интересы, коих у неё нескончаемый поток из рога Изобилия. Опять-таки, возможность крафтового пива подчеркнуть эмоциональное состояние позволяет крафту идеально взаимодействовать с художниками, которые творят свои работы, вдохновлённые вкусами разных уникальных стилей пива.
Крафтовая пивоварня Ale Point стоит на передовом краю в продвижении крафтового движения в Харькове и в целом по Украине. Потому что наша маргинальная позиция относительно пивоварения в будущем даст харьковчанам, украинцам, да и гостям нашей страны и города то самое Новое, о чём мы только сейчас мечтаем. Мы отстаиваем нефильтрованное и непастеризованное пиво, как основу крафта. Что только этот узкий формат, который несёт в себе большие издержки, на самом деле и является Чемпионом, который покорит человеческие сердца. Мы твёрдо идём от края в центр. Мы знаем, что пивная крафтовая культура сможет глобально улучшить социальные связи у людей, повысить их уровень общения и восприятия друг друга. Поэтому мы за то, чтобы маргинальное движение превратить в новый стандарт для всей планеты Земля.