Россия. Запрет пивного «пластика» споткнулся о правительство

Противники использования в пищевой промышленности ПЭТ-тары обеспокоены пробуксовкой в Госдуме законопроекта о запрете продажи пива в такой упаковке, уже получившего одобрение депутатов в первом чтении. По их мнению, за затягиванием принятия закона стоит пивное лобби.

Как отмечают противники использования ПЭТ-тары, у пластиковой упаковки масса преимуществ. Она легкая, не бьется и, главное, гораздо дешевле стеклянной и алюминиевой. Последнее свойство больше всего привлекает как производителей, так и потребителей пива в России. А недостаток лишь один, утверждают ряд экспертов и депутатов: при хранении пива в ПЭТ-таре от взаимодействия спирта с пластиком из него выделяется дибутилфталат. Попадая в организм человека, это вещество вызывает заболевания нервной и эндокринной системы, рак, бесплодие и другие недуги.

Борьба с «токсичным» пластиком, все шире применяемым в пивной промышленности, ведется в нашей стране уже не первый год. С успехом, мягко говоря, переменным. 10 июня 2014 года Государственной думой РФ был принят в первом чтении проект закона о постепенном запрещении продажи пива в ПЭТ-бутылках объемом более полулитра. Прошло полгода с лишним, а воз и ныне там. Депутаты не могут приступить ко второму чтению, пока не получат заключение правительства РФ на внесенные поправки. А его все нет и нет.

В конце января депутат Госдумы Раиса Кармазина, один из авторов данного законопроекта, обратилась к премьер-министру Дмитрию Медведеву и его заместителю Ольге Голодец с письмом, в котором выразила озабоченность судьбой закона и просьбу ускорить выработку заключения по нему. А заодно обратила внимание руководителя правительства на ряд, по ее мнению, интересных обстоятельств.

Депутат сообщила, что вскоре после принятия проекта в первом чтении в Думу и правительство было направлено обращение, подписанное послами Бельгии, Голландии и Дании. В нем европейские дипломаты высказали резко негативную оценку готовящегося закона. По их мнению, принятие такого закона будет иметь катастрофические последствия для российской пивоваренной отрасли. Той самой, в которую крупные инвесторы из представляемых ими государств вкладывали капиталы, «ожидая прозрачных и предсказуемых базовых условий».

Иностранным пивным компаниям принадлежит производство более 80% пива, продаваемого в России. Одна только Carlsberg Group, владелец ООО «Пивоваренная компания «Балтика», занимает 36,8% рынка. Поэтому обеспокоенность европейских дипломатов, как минимум, естественна. Переход от пластиковой тары к стеклянной неизбежно заставит производителей поднять цены, и продажи упадут. Таким образом, закон, направленный на защиту здоровья граждан и снижение потребления алкоголя, действительно может катастрофически сказаться на прибылях западных инвесторов. И то, что работа над ним продвигается с таким скрипом, наводит Раису Кармазину (и не только ее) на мысль, что за всем этим может стоять так называемое пивное лобби. А письмо из посольств недвусмысленно указывает на масштаб, в котором это лобби действует. Причем давно и весьма успешно.

На сегодня в России в пластиковую тару разливается более 60% хмельного напитка. Отдельные производители разливают в ПЭТ-бутылки более 90% своей продукции. Ситуация в Европе отличается разительно, говорят противники «пластика». В Германии рыночная доля пива в такой упаковке — 4%, в Бельгии — 3%, в Великобритании — 0,1%, в Италии — 0,08%. Но мы «уверенно опережаем» в этом плане не только Европу. В Казахстане пластмассовую тару для пива запретили полностью целых 15 лет назад. Причем те же западные компании продолжают успешно работать и там. А у нас они расстаться с ПЭТ-тарой, видите ли, не могут, саркастически замечают противники «пластика». Получается, говорят они, что Россия для западных пивоваренных гигантов — страна третьего мира, где можно ради извлечения максимальных прибылей не только спаивать народ, но и откровенно травить его. И этому отнюдь не противоречат пресловутые санкции, с готовностью поддерживаемые теми же уважаемыми дипломатами и их странами.

Раиса Кармазина серьезно опасается, что наблюдаемое «торможение» законопроекта может закончиться выхолащиванием его сути. Например, в случае, если будут приняты предложения Союза российских пивоваров, которые поддерживают европейские послы в своем письме, минимальным объемом ПЭТ-тары для пива станет 1,5 литра, причем только через три года. То есть эффект закона сведется фактически к нулю. Именно таков объем большинства пластиковых бутылок на сегодня. Поэтому для авторов законопроекта крайне важно, чтобы он был принят в первой редакции, предусматривающей ограничение до полулитра с 1 января 2016 года.

Что же грозит России в случае, если пивное лобби в очередной раз одержит верх, задаются вопросом противники «пластика»? Как минимум, говорят они, — дальнейшее ухудшение нынешней ситуации. По данным Минздрава, ежедневно алкогольные напитки, включая пиво, употребляют 33% юношей и 20% девушек. Регулярно употребляют пиво 76% россиян. В общем объеме продаж алкоголя доля пива составляет 80%. За последние 15 лет его производство в России выросло в три раза. Соответственно, потребление тоже.

Продажа пива в ПЭТ-таре делает его более доступным — в том числе, для молодежи. Пластиковые бутыли с «пивасиком» становятся первой ступенькой на пути к более крепкой выпивке и ее регулярному пожизненному употреблению. А дибутилфталат делает опасную жидкость еще опаснее, утверждают эксперты и депутаты, выступающие против использования такой тары. Поэтому и не оставляют надежды победить меркантильные интересы пивоваров.

Сергей Петров

Источник: Росбалт