Россия. Пенистая пора

Количество мини-пивоварен растет, несмотря на кризис
Bзменение потребительских предпочтений вызвало рост популярности живого пива и развитие мини-пивоварен. Если еще два-три года назад в Санкт-Петербурге работали не более шести мини-пивоварен, то сегодня их около двух десятков. Эксперты объясняют это общей тенденцией – ростом популярности разливного пива и изменением предпочтений в сторону нефильтрованных сортов. По прогнозам, несмотря на стагнацию рынка, рост производства в этом сегменте может продолжиться. В том числе и за счет интереса к нему крупных пивоваренных компаний.

Продукт востребован
Крупных производителей живого пива среди мини-пивоварен пока немного. Безоговорочным лидером остается Василеостровская пивоварня, вышедшая на этот рынок одной из первых. На сегодняшний день она выпускает более 200 тыс. литров пива и 150 тыс. литров кваса в месяц, количество точек продаж – около 500. По оценкам специалистов, компания контролирует не менее 50% рынка живого пива в Петербурге.
Если Василеостровская пивоварня в свое время выросла из компании – дистрибутора пива, то большинство других игроков рынка связаны скорее с ресторанным бизнесом. В среднем объемы их производства, как правило, не превышают 100 тыс. литров в месяц, а если пивоварня работает только на одно свое заведение, то еще меньше – 20?30 тыс. литров. Однако за счет увеличения количества мини-пивоварен их доля постепенно растет, в частности за последнее время открылись Knighnberg, BlonderBeer, «Капраловъ», «Пулково 3» и др. «За последние годы количество частных пивоварен серьезно выросло, потому что их продукт оказался востребован, особенно в Петербурге, где складывается своя пивная культура и традиции», – замечает владелец ресторана «Одесский бульвар» и экс-директор пивоварни «Мюнхель» Петр Алешин.
Собственное пиво в ресторане перестало быть экзотикой – мини-пивоварни имеют рестораны Paulaner, Maximilian Brauhaus, «Наbeerежная», «Карл и Фридрих», «Градъ Петров», «Тинькофф», сеть «Толстый фраер», Munhell, «Вацлав замок», «Шато де Бир» и другие. «Наши посетители уже почти не пьют ничего, кроме пива, сваренного нашей пивоварней, – поделилась совладелица сети „Толстый фраер“ Надежда Любина. – Хотя мы, конечно, держим ассортимент, потому что, например, та же „Балтика“ пользуется спросом у иностранцев, так как это пиво, которое они знают».

Пиво в розлив
Основной рынок сбыта частных пивоварен – сегмент HoReCa, однако росту производства способствовало и открытие новых каналов сбыта. Если раньше живое пиво продавалось преимущественно через бары, пабы и рестораны, то в последнее время производители начали активно открывать для себя розницу – специализированные магазины и торговые сети. Объясняется эта тенденция тем, что, несмотря на развитие российского рынка общественного питания, бары и рестораны еще не стали частью повседневной жизни потребителей, как в других странах, поэтому возможности сбыта в них ограничены. Зато домашнее потребление – на прежнем уровне.
В Петербурге специализированные магазины пива начали открываться в 2006?2007 годах. Одной из первых на этот рынок вышла компания «Магазин пива», запустившая сеть одноименных точек. С тех пор к ней присоединились сети «Лит.ра», «Пивная лавка», Beeromania, «Хмельновъ», «Пивас», «Тухер Хаус», пивные магазины «ПивО’Beer», «Пивная карта», Beeroman и т.д. Ряд из них специализируются на живом пиве местных производителей, некоторые – на разливном импортном. Сегодня в городе около 70 точек продаж живого пива, причем участники рынка говорят, что новые игроки продолжают появляться. Это объясняется в том числе и низким порогом входа – на открытие одного магазина, как правило, уходит не более 1?2 млн рублей. Правда, большинство компаний успели открыть пока не более двух-трех точек, причем преимущественно в спальных районах, где более низкие арендные ставки.
Сетевую торговлю живое пиво начало осваивать примерно тогда же, когда и мелкую розницу, причем первой это сделала московская компания «Пятый океан» – в Петербурге она открыла продажи через гипермаркеты «О’КЕЙ», а потом вышла и в другие сети. Вслед за ней потянулись другие пивоварни, и сегодня живое пиво продается почти во всех гипермаркетах города.
По оценкам участников рынка, через одну розничную точку можно реализовать до 10 тыс. литров живого пива в месяц и до 20?25 тыс. литров – через гипермаркет, что в совокупном исчислении соответствует примерно 5% пивного рынка города, не считая сегмента HoReCa. В то же время эксперты отмечают, что на деле доля продаж живого пива сегодня гораздо меньше. Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРА) Вадим Дробиз оценивает емкость сегмента нефильтрованного непастеризованного пива примерно в 3% от всего рынка. «Рынок живого пива сегодня фактически обходится без рекламы, – объясняет совладелец сети „Магазин пива“ Юрий Анисимов. – Поэтому производителям бывает трудно вывести на рынок торговую марку и раскрутить ее. Фактически они осуществляют продвижение через точки продажи».

Монстры не дремлют
Крупные пивоваренные холдинги давно обратили внимание на рост популярности живого пива и стремятся занять свою долю на этом рынке. Компания «Балтика», например, выпускает региональные живые сорта с 2007 года. «За первое полугодие 2009?го продажи всех живых сортов компании увеличились на 60% в сравнении с тем же периодом прошлого года», – рассказывает ведущий специалист по связям с общественностью ОАО «Пивоваренная компания „Балтика“» Анна Горчакова. По ее словам, все запуски сортов живого пива были успешны и способствовали росту доли брендов на рынке (кроме марок «Уральский Мастер Живое» и «Невское Живое», итоги по которым еще не подведены). «Так, например, запуск в конце 2008 года сорта разливного пива „Купеческое Живое“ (ранее оно продавалось только тарированным) способствовал увеличению в первом квартале 2009?го продаж бренда „Купеческое“ в целом на 37%», – приводит пример Горчакова.
Несмотря на то что производство живого пива крупными заводами имеет свои особенности, они могут составить конкуренцию мини-пивоварням. «Пиво крупных предприятий дешевле, – рассуждает один из участников рынка. – У них большие рекламные бюджеты, развитая сеть дистрибуции. К тому же далеко не все понимают разницу между живым пивом небольших пивоварен и живым пивом, выпущенным крупными заводами».
Другие эксперты отмечают, что обращение крупных пивоваренных концернов к сегменту живого пива имеет положительный эффект. «Таким образом они расширяют нишу, – говорит Петр Алешин. – Приучая все больше людей именно к живому пиву и вкладываясь в его маркетинг. Кроме того, для 80% потребителей отличить пиво, сваренное в мини-пивоварне и на большом заводе, не составляет труда».
Петербургским мини-пивоварням создают конкуренцию и производители из других регионов. Сюда активно ввозится пиво не только из регионов Северо-Запада – Карелии, Архангельской области и пр., но и из Москвы, Калуги, Нижнего Новгорода, Самары. К тому же эти производители часто предлагают более низкие цены за счет больших объемов выпуска.

Трудности роста
По мнению участников, рынок живого пива меньше пострадал от кризиса в силу того, что до этого демонстрировал более высокую динамику, чем рынок обычного пива, который начал стагнировать еще до кризиса. «В то же время наши продажи все равно упали, – отмечает Юрий Анисимов. – Правда, виноват в этом не только кризис, но и усиление конкуренции, а также холодное лето. Кроме того, потребители явно начали отдавать предпочтение более дешевым сортам».
Другие собеседники корреспондента «Эксперта С-З» говорят также о проблемах доступа к качественному сырью и о мерах государства по борьбе с алкоголизмом, отмечая, что на рынке живого пива и малых пивоварнях повышение акцизов отразится негативно. Сейчас нет предпосылок для роста цен на пиво, которое и без того считается недешевым продуктом. Это значит, что стоимость акцизов будет вычитаться из прибыли и рентабельность бизнеса снизится. Напомним, акциз будет повышен со следующего года, в результате чего изготовление каждого литра пива подорожает для производителя на 6 рублей. «Для нас это обернется гораздо большей потерей, чем для крупных заводов, – сетует владелец пивоварни „Бровар“ Игорь Саенко. – Если сегодня я с каждой тонны плачу 3 тыс. рублей акциза, то в следующем году это будет 9 тыс., а это означает падение прибыли почти на 40%». Другой проблемой Саенко считает высокие наценки на пиво в ресторанах и сетях: «Наценка часто составляет более 100%». В результате спрос оказывается меньшим, чем мог бы быть.       

Маргарита Арановская
Эксперт Северо-Запад