Россия. Даниил Бриман: «Нельзя устраивать революции, когда экономика на спаде»

Минувшим летом одной из главных тем в медиапро-странстве с подачи высших должностных лиц государства стало обсуждение проблемы алкоголизации населения, борьбы с пьянством и социальными проблемами, связанными с алкоголем. Дискуссия завершилась интересным образом появилась информация о трехкратном повышении акцизов на пиво. При этом никакого ужесточения налогового бремени для производителей крепкого алкоголя не предвидится. О возможных последствиях таких шагов для отрасли, обеспечивающей работой несколько сотен тысяч человек по всей стране, в эксклюзивном интервью «Р. Б. » рассказывает председатель Совета Союза российских пивоваров, вице-президент по корпоративным вопросам пивоваренной компании «Балтика» Даниил Бриман.
РБ — Как бы вы оценили серьезность намерений федерального правительства столь существенно повысить акцизы для пивоваренной отрасли?
Даниил Бриман: — Если бы это была несерьезная инициатива, ее бы не обсуждали на заседании правительства, министр финансов бы не давал комментарии. Из СМИ, из нашего общения с представителями власти действительно поступает противоречивая информация, но если ее суммировать, то можно сказать, что в любом случае ожидается очень существенное, многократное повышение акцизов. И это не может не вызывать беспокойства, ведь нам как экспертам в отрасли пивоварения видны большие угрозы, в том числе скрытые, которые таит в себе эта инициатива.
РБ — А чем вы объясните то, что из всех отраслей российской экономики столь существенный рост налогового бремени готовят именно для пивоваренной отрасли?
Д. Б. : — На этот счет есть разные предположения. Ну, во-первых, в стране кризис и специалисты Минфина действительно ищут пути повышения доходной части бюджета.
По математической логике решение о многократном повышении акциза на пиво помогает решению этого вопроса: взял размеры поступлений, умножил на три, получил больше денег. Понимаете, если есть жесткий прессинг и тебе в короткие сроки нужно дать определенный результат, становится не до глубокого экономического анализа.
Надеюсь, что анализ все-таки последует, когда выдвинутое предложение начнут подробно рассматривать.
Но мне кажется, что есть и другие, скрытые причины повышенного внимания именно к нашей отрасли. Речь идет об очень большом давлении представителей индустрии крепкого алкоголя. Косвенно это подтверждают публикации в СМИ. Например, в прессе один из представителей водочного бизнеса открыто заявляет, что в условиях кризиса нужно кого-то принести в жертву, и пускай это будет пивоваренная отрасль. Так что вторая причина — это лоббирование неких интересов. Оговорюсь, что это только предположение, но оно основано на том, что по поводу крепкого алкоголя никакого ужесточения налогового бремени даже не обсуждается. К тому же закрывают глаза на то, что половина продающегося в стране крепкого алкоголя это контрафакт, с которого вообще налоги не платят. Причем продают его не из-под полы, а в том числе и в крупных розничных сетях, это задокументированный факт.
Третья причина — пивоваренную отрасль используют для отвлечения от реальных социальных проблем. Очень много популизма вокруг нашей отрасли, все кому не лень пытаются заработать политические очки, используя именно пивоваров. И алкоголизацию населения связывают только с нами, и другие заявления делают.
В общем, если три заявленных мной фактора (желание пополнить бюджет любой ценой, лоббизм и популизм) сработают, то нас всех ждет очень тяжелая ситуация, которую даже трудно спрогнозировать.
РБ -Но в любом случае строить прогнозы надо. Наверняка вы моделировали развитие ситуации при разных сценариях. Что может произойти при самом негативном варианте, в случае если акциз поднимут в три раза?
Д. Б. : -В один момент каких-нибудь страшных последствий не произойдет, это будет длительный процесс. При негативном сценарии будут закрываться предприятия, причем не только в пивоваренной отрасли, но и в смежных отраслях.
Несколько десятков тысяч рабочих мест в России будут потеряны, ведь сейчас с учетом смежников на нашу отрасль работает, по разным оценкам, 600-650 тыс.
человек. Я вам приведу один пример: за шесть месяцев этого года, когда объем производства на пивном рынке сократился, по официальным данным, на 7%, компания Rexam закрыла один из четырех своих заводов по производству алюминиевой банки.
Обратите внимание, это реальное производство, с высокой добавленной стоимостью, люди производят конечный продукт, а не алюминиевые «чушки» за границу отправляют.
Другая цифра — примерно 7-10% грузоперевозок автомобильным транспортом в России прямо или косвенно связаны с пивоваренной отраслью. Еще о смежниках. До появления инициативы с акцизами посчитано, что в связи с сокращением производства в нашей сфере, связанным с общим экономическим кризисом, на 15 млрд. рублей снизятся закупки пивоваренного ячменя у сельхозпроизводителей и инвестиционные проекты в АПК. А еще есть стекольная промышленность, которая на 70% работает на пивоваренную отрасль.
РБ -А насколько существенным будет падение продаж, в случае если акциз все-таки вырастет в три раза?
Д. Б. : — Вот смотрите — по расчетам экономистов, розничная цена на пиво вырастет на треть. При текущем нелегальном рынке алкоголя сложится ситуация, когда цена на пиво станет сопоставимой с ценой на водку. То есть экономическими методами государство произведет переключение потребителей на крепкий алкоголь.
Естественно, у нас есть расчеты падения при таком раскладе, но до законодательного подкрепления существующих инициатив, я бы предпочел их не оглашать.
РБ — А до появления темы с акцизами, каким вы видели развитие ситуации в отрасли? Тенденция по сокращению рынка сохранялась бы?
Д. Б. : -Мы рассчитываем, что если возобладает здравый смысл и будет сбалансированное изменение акцизов, рынок сохранит нынешние параметры и существенного ухудшения не произойдет. То есть рынок почти будет соответствовать цифрам 2008-2009 гг.
РБ — Мыс вами говорили об отрасли в целом. Но всем понятно, что на рынке работают пивоваренные компании разного типа — от крупнейших федеральных до частных пивоварен при ресторанах. Наверняка для всех будут разные последствия повышения акцизов?
Д. Б. : — Скажу прямо: для такой компании, как «Балтика», эти последствия будут самыми незначительными на общем фоне. Это показывает и кризисный 2009 год. Рынок падает больше, чем наши показатели. При этом наша доля на рынке увеличивается и такими темпами, которых мы и не ожидали. Сейчас она достигла 41%, мы эту планку думали преодолеть только через два года. При негативном сценарии наша доля, наверное, будет еще больше увеличиваться, но мы бы хотели этого достигать все-таки рыночными методами, а не с помощью таких решений правительства.
То, что касается мини-пивоварен при ресторанах, то эта категория, наверное, сможет выживать. Да, у них себестоимость возрастет, сократится число посетителей, но большинство из них все-таки продолжит работу. Если говорить о более крупных локальных производителях, то их будущее зависит от того, насколько большой у них заемный капитал. Ведь в большинстве своем они создавались или реконструировались под привлеченные займы. Уже сейчас им нелегко, а если возрастет себестоимость (сейчас в структуре себестоимости акциз занимает 12-14%, а возрастет до 35%), говорить о какой-либо рентабельности их производства просто смешно. У них в такой ситуации нет вариантов, кроме как закрытие. А если еще пиво отнесут к категории алкогольных напитков, то малому и среднему бизнесу в этой отрасли места не останется.
РБ -Мрачная ситуация получается. И все-таки. Мы понимаем, что инициатива появилась, так или иначе акциз будут повышать. Можно ли назвать какую-то компромиссную цифру, которая бы могла устроить и власть, и пивоваров?
Д. Б. : — Ну мы все-таки не на базаре, чтобы торговаться при определении размера акцизов. Поскольку мы работаем на рынке потребительских товаров, нет оснований поднимать ставку выше, чем на уровень инфляции. Тем более в условиях кризиса.
Любое повышение сверх этого влечет сокращение рынка, дополнительную нагрузку на потребителя, негативные последствия как для пивоваренной отрасли, так и ее смежников. Это, на наш взгляд, невыгодно и неэффективно для государства. Любые революции нужно совершать не тогда, когда экономика на спаде, а когда она на подъеме.
РБ- Вы уже сказали, что в первом полугодии объемы производства в пивоваренной отрасли снизились на 9%. А как изменились предпочтения потребителей?
Д. Б. : — В связи с кризисом в короткие сроки пришлось пересматривать структуру портфеля брендов, ведь потребитель переориентировался в сегмент массового, менее дорогого пива. Наша компания продолжила укрепление портфеля основного бренда, к летнему сезону были запущены новые светлые региональные сорта.
Кроме того, мы стали диверсифицировать производство, вышли на рынок с квасом «Хлебный край», заполняя, таким образом, освободившиеся производства безалкогольными продуктами. В будущем компания, возможно, продолжит работать и с другими продуктами в сегменте, не относящимся к пиву.
РБ — Какие изменения потребовал кризис провести в вашей компании? Что позитивного удалось из него извлечь?
Д. Б. : — Главным позитивным эффектом от кризиса стало то, что мы удостоверились в правильности предпринятых нами еще несколько лет назад шагов. Мы уже несколько лет реализуем программу, направленную на снижение издержек, сейчас понятно, что ее запуск был верным решением. Если говорить о ростовской площадке, то с начала 2007 года благодаря реализации проектов по снижению издержек удалось сэкономить 89,9 млн. руб.
Первое полугодие ознаменовалось для нашей компании успешной реализацией нескольких ключевых зарубежных проектов. Мы завершили проект модернизации первой зарубежной площадки — завода «Балтика-Баку». В июне было запущено лицензионное производства «Балтики №3» в бутылке 0,33 л в Австралии. Кроме Австралии, производство сортов линейки «Балтика» по лицензии с успехом было налажено в Украине, Великобритании и Узбекистане. В июле мы начали экспорт с нашей зарубежной площадки в Азербайджане. Первая партия пива была отправлена в Грузию.
Собственный завод в Азербайджане позволит значительно укрепить наши позиции в регионе Закавказья, где потенциал пивного рынка далеко не исчерпан. Кроме Грузии привлекательным экспортным маршрутом из Баку также является Туркменистан.
РБ- Не породит ли нынешняя экономическая ситуация новую волну слияний и поглощений на вашем рынке?
Д. Б. : — Время покажет. Рынок сейчас уже достаточно консолидирован, пять крупных игроков объединяют более 85% рынка. Конечно, говорить о том, что рынок застыл навсегда и не будет меняться — нельзя. Когда и какие изменения будут происходить, будет зависеть от экономической ситуации в мировой и российской экономике.
РБ- Как кризис отразился на финансировании социальных проектов?
Д. Б. : — Мы по-прежнему выполняем свои добровольные социальные обязательства. В 2008 году компания, например, выделила более 136 млн. рублей на социально значимые проекты и благотворительность. В нынешних непростых условиях мы максимально сохранили льготы для сотрудников, защитить которых обязаны в первую очередь. Однако резкое повышение акцизов может повлиять на нашу внутреннюю и внешнюю социальную политику.
Б — В вашей компании существует практика ротации ключевых менеджеров между регионами, причем ростовские специалисты оказываются востребованными и*в головном офисе. В чем суть такой ротации?
Д. Б. : — Смена обстановки полезна тем, что помогает человеку в новых условиях по-новому думать. Ротация полезна как возможность демонстрировать свежее видение ситуации. Еще одно преимущество в том, что человек обменивается опытом с новыми коллегами, несет свои знания. Но здесь также нужно учитывать особенности конкретного человека, сотрудника, для кого-то ротация может стать демотивацией.
РБ — Одинаково ли изменилось потребление вашей продукции в разных регионах страны? Какие особенности в Южном регионе?
Д. Б. : — Потребление пива определяется большим количеством факторов — например, уровнем доходов населения, активностью конкурентов и так далее. Скажем, на юге мы сумели сохранить стабильные объемы, долю рынка. Более того, показатели даже лучше, чем в прошлом году. Ведь несмотря на кризис граждане находят время и деньги для того, чтобы отдыхать, а отдыхают в вашем регионе. Соответственно, «Балтика-Ростов» оказалась в более удачной ситуации.
На юге предпочитают легкие, светлые сорта пива. Пиво — это напиток, который утоляет жажду, летом, в жаркую погоду пива пьют больше, чем зимой, поэтому жаркий долгий сезон, май — конец сентября, в Южном регионе России только способствует стабильности продаж. Я уверен, что мы продолжим успешное присутствие и развитие бизнеса в этом регионе. Тот факт, что на заводе «Балтика-Ростов» почти полностью загружены все мощности, а это 45 млн. далл пива в год, демонстрирует, что качественное пиво здесь востребовано.
Алексей Безуглый

Реальный бизнес (Краснодар)