Беларусь. Директор Скандинавской Школы Пивоварения: «Оливария» понимает, как получить из оборудования и людей всё самое лучшее»

О признании продукта «Оливарии» говорят не только награды на международных конкурсах. Эксперты мирового масштаба также отмечают высокое качество нашего пива. Так, директор Скандинавской Школы Пивоварения Аксель Грендаль Кристиансен посетил «Пивзавод Оливария» и дал свою оценку современному производству и перспективе его развития.
– Аксель, посещали ли Вы «Оливарию» раньше? С какой целью? Какова она сейчас?
– Я был здесь в 2006 году во время процесса аудита перед тем как BBH приобрел миноритарную долю «Оливарии». Именно я производил технический аудит, так как это было время отпусков, и в компании «Карлсберг» не было специалистов, которые смогли бы поехать. Поэтому попросили меня, и я в течении двух дней был полномочным представителем «Карлсберга». А теперь очень рад вернуться снова сюда для идентификации некоторых путей для экономии, которые ни в коем случае не смогут повлиять на качество. Сейчас пивоварня производит 8 млн дал, а два года назад она производила только 3 млн. И это, я считаю, стоит отметить!
– Какие основные изменения в «Оливарии» вы заметили с момента вашего прошлого визита 2 года назад?
– Качество продукта стало более стабильным. Я также заметил, что вы выпустили новые продукты. Некоторые из них я попробовал вчера, и они были великолепного качества. Я имею в виду европейские премиальные стандарты качества. Нет никаких причин чувствовать, что «Оливария» позади.
Так как вы – очень старая пивоварня, тем не менее, вы понимаете, как получить из вашего оборудования и людей все самое лучшее. Со стороны потребителя с улицы у вас продукт высокого качества, несмотря на то, что он производится на линии розлива в стеклобутылку тридцатилетней давности. А также вы понимаете, как мониторить стабильное качество. Но у вас есть и новое оборудование, такое, как линия по розливу в ПЕТ, новые ЦКТ и варочный цех.
Хочу также отметить новый менеджмент, более динамичный, активный, который постоянно ставит цели для улучшения. Кроме этого, я заметил, что сейчас меньшее количество персонала производит большее количество пива, что само по себе является интересным фактом. Ведь они производят сейчас в 2.5 раза больше чем раньше. Поэтому логично предположить, что производственная эффективность улучшилась.
«Я уверен, что у вашего пива нет технических недостатков»
– Какие сорта пива «Аливария» вы попробовали сейчас? Как вы можете их охарактеризовать?
– Я попробовал «Аливарию Экстра» и «Аливарию Портер». «Экстру» я пробовал много раз. Мне понравилось это ароматное пиво типа пильзнер с хорошей пенной шапкой, очень питкое, очень приятное. У вас есть все основания, чтобы представить это пиво на международный рынок, а также отправлять его участвовать в различных пивных конкурсах и чемпионатах. Возможно, у вас могут возникнуть проблемы потому, что не так много людей за рубежом знакомы с маркой «Аливария». Поэтому как сделать марку узнаваемой, я не знаю, но я уверен, что у вашего пива нет технических недостатков, и у вас нет оснований считать, что ваше пиво не достойно участия в конкурсах, так как не достигает стандартов пива других участников.
Я также попробовал «Аливария Портер», и я думаю, что на мой вкус, «Аливария Портер» возможно слишком питкое для портера, так как обычно портер это тяжелый плотный напиток, который возможно пить лишь малыми глотками, а ваш портер – достаточно легко пить, и, конечно же, это все зависит от вкуса. К примеру, если сравнивать «Аливарию Портер» с балтийским портером или имперским стаутом, это пиво не такое темное и не такое горькое, но здесь нет никаких ошибок и нет никаких причин, чтобы не быть привлекательными на рынке. Я пил это пиво вчера, и мне оно очень понравилось. Как я уже сказал, это пиво достаточно питкое, и если в других странах портер считается зимним напитком из–за плотности, то ваше пиво «Аливария Портер» сможет найти свою нишу и в летний период, таким образом стать круглогодичным, а не сезонным напитком.
– Говорят, что качество белорусского солода оставляет желать лучшего, а как Вы думаете, как это может влиять на качество пива?
– Я не думаю, что знаю достаточно много о качестве местного солода. Я видел несколько образцов, которые не были идеальны, и я знаю, что у вас есть законодательство, на основании которого вы не можете покупать тот светлый солод, который вы хотите, но действительно ли качество солода значительно влияет на качество конечного продукта, я не уверен. А то, что об этом думают рядовые потребители, я думаю, они не все знают. В других странах обычно проблемой является не то, откуда солод. Потребители говорят о пиве, о этикетке, о бренде и иногда о хмеле, если это какой-либо фантастический хмель из Чехии или Германии. Иногда пивоварня пишет на этикетках о происхождении хмеля, потому что именно хмель дает особый аромат пиву.
Но всё зависит не только от ингридиентов и обородования. В моей практике встречались две крайности: я видел пивоварни с наилучшим оборудованием, покупающие дорогой солод и хмель и производящие в итоге посредственное по качеству пиво. Также я видел очень старые пивоварни, почти 1 цилиндро-конический танк, не имеющие возможность покупать лучший хмель и солод, но, тем не менее, производящие великолепное пиво, и это все благодаря только мастерству пивовара. Я говорю о двух крайностях, и я думаю, что «Оливария» где–то посередине. У вас здесь хорошие преданные делу люди, в другом случае, вы не смогли бы увеличить объемы производства и достичь стабильного качества. Но что является более важным – ингредиенты или мастерство, невозможно сказать. Потому что если вы получите лучший солод в мире, и я знаю, некоторые из вас этого хотят, как это может гарантировать, что в следующем месяце вы увеличите за счет этого свою долю рынка?
– Что вы считаете идеальным пивом?
– Универсальное пиво, которое можно всегда пить – и если бы мне пришлось выбирать, то это было бы пиво крепостью не менее 4,5–5 %, типа пильзнер, но не слишком мягкое, как, например, мексиканское или южно–американские лагеры, но с небольшим ароматом, который можно почувствовать и хмелем. И этот тип пива можно назвать международным лагером. Я думаю, этот тип сейчас достаточно популярен и распространен в мире. Поэтому если у вас есть только один тип пива, то с ним можно победить на рынке. Но сейчас у всех есть возможно выбирать пиво для основного блюда, пиво для закуски, пшениченое пиво типа Вайцен, и другое – для десерта.
Если выбирать из существующих марок, то для меня лучшим примером является Карлсберг Грин Лейбл, Балтика–7, Хайнекен, если в США – то это Анхойзер Буш со своим Будвайзером, очень престижным брендом, но не очень сильным игроком в Европе. Если в Китае – то это будет Тсинь-Тсао, они производят фантастические объемы пива, но в Европе о них мало кто знает. Если в Азии – то это Тайгер, если в Индии – то это может быть Кингфишер.
– Что, по вашему мнению, должна делать «Оливария», чтобы стать такой как «Карлсберг»?
В отношении качества то, что вы должны делать, вы уже делаете. Продолжайте в таком же духе, поддерживайте стандартное качество, а также всегда его улучшайте, продолжайте разрабатывать новые продукты, оспаривайте лучшие результаты, новые задания и классические методы, продолжайте задавать вопросы, а если что–то не подтверждается, отклоняйте это, делайте новые улучшение, используйте ваших людей и методологию так, как вы уже их используете, и вы будете на правильном пути.
– Сколько стран и пивоварен вы посетили во время своей работы в «Скандинавской Школе Пивоварения»?
– Я посетил не менее 40 стран и более чем 100 пивоварен. Возможно, больше.

Людмила Стручевская
ОАО «Пивзавод Оливария»