Украина. Гендиректор «Сармата»: У нас нет необоснованных амбиций

Генеральный директор пивной компании «Сармат» Игорь Тихонов о планах и инвестициях в актив SABMiller в Украине
Ровно год назад на украинском рынке пива появился новый сильный игрок с мировым именем, прихода которого давно все ожидали. С приобретением донецкого завода «Сармат» компании SABMiller досталась небольшая рыночная доля, однако рынок этот достаточно перспективный. На мировом пивном рынке SABMiller известен как сильный и амбициозный игрок, имеющий за плечами солидный багаж по сделкам M&A и выводу на лидерские позиции приобретенных активов. Не так давно в Украине было запущено производство таких известных любителям пива брендов, как Velikopopoveckiy Kozel и «Золотая бочка». О том, какие бренды останутся в портфеле «Сармата», а какие канут в Лету, а также о дальнейшей судьбе предприятия рассказал Игорь Тихонов, генеральный директор пивной компании «Сармат».
Известно, что кроме вашей компании заводом «Сармат» интересовались и другие мировые игроки, среди которых Heineken и Efes. В результате актив приобрел SABMiller. Почему ваши конкуренты сошли с дистанции: вы больше заплатили?
Я не могу комментировать за Heineken и Efes. Компания SABMiller очень давно интересовалась «Сарматом».
У нас была возможность наблюдать за его работой и продукцией. Нас устраивало техническое состояние предприятия, работа персонала. Наверное, у нас было больше желания войти на украинский рынок, чем у других игроков.
Скажите, почему ушел предыдущий директор «Сармата» Йорн Педерсен? Это было связано со сменой акционера?
Я не готов сказать, почему ушел Йорн Педерсен. Насколько мне известно, его контракт закончился в мае 2008 года. А SABMiller приобрел предприятие 2 июля того же года. Поэтому есть определенный зазор между уходом предыдущего директора.
Вы сразу согласились переехать из России в Украину?
Моя предыдущая позиция была связана с развитием бизнеса в странах СНГ, и моей основной задачей было приобретение предприятий и выход на рынок. Логичным шагом для меня было не только поучаствовать в приобретении активов, но и возглавить предприятие.
На какой рост рассчитывает компания в период кризиса?
Мы не строили каких-то суперагрессивных планов, наша задача — это последовательный, но продолжительный рост. У нас нет необоснованных амбиций, тем более на рынке, который сегодня испытывает достаточно серьезные сложности — ежемесячное падение на 10% с начала года. Говорить о значительном росте на падающем рынке — крайне сложно. Поэтому планы у нас оптимистичные.
Вы думали сменить название компании «Сармат» после ее покупки?
Да, мы думали на эту тему… Но для восточного региона этот бренд довольно значим. Поэтому мы решили не разочаровывать потребителей и оставить название «Сармат».
Какова дальнейшая судьба брендов «Сармат», «Дніпро», DriveMax? Планируете снять с производства какой-либо из них?
По последним данным, доля «Сармата» на рынке Украины составляет около 4%, в Донецкой области значительно выше — около 20-25%. Этот бренд имеет явно региональный характер — в Киеве его найти довольно сложно. Тем не менее мы считаем, что этот бренд имеет неплохие перспективы для развития по всей Украине. Что касается «Дніпра» и DriveMax, сейчас мы еще производим продукцию под этими брендами. Кроме того, возможно, до конца сезона мы успеем запустить один из брендов SABMiller (на время выхода интервью производство этого бренда уже было запущено — это «Золотая бочка». — Ред.).
В портфеле компании SABMiller представлены газированные безалкогольные напитки. Рассматриваете вариант производства этой продукции в Украине?
В соотношении продаж пива и газировки последняя занимает крайне небольшую долю. Поэтому пока этот вопрос неактуален для Украины.
С какими сложностями столкнулась компания SABMiller после покупки завода «Сармат»? Что в первую очередь необходимо было исправлять?
Я не хочу критиковать предыдущее руководство и предприятие. Единственное, что мы начали исправлять в первую очередь, — это наращивать долю рынка. Мне кажется, что раньше этой компании не хватало целенаправленности и последовательности. Возможно, это связано с тем, что пивной бизнес не был основным активом его собственника. Может быть, амбиции были большие.
В модернизацию «Сармата» с момента приобретения было вложено $12 млн. Скажите, на какую отдачу вы рассчитываете? Когда эти инвестиции вернутся?
Мы пришли в Украину не на один год. Краткосрочных целей у нас нет. Поэтому сказать точно, когда эти инвестиции «отобьются», я не могу.
Вы можете озвучить общую сумму инвестиций, вложенных в предприятие с момента покупки?
Общая сумма инвестиций SABMiller в «Сармат» составляет на сегодняшний день $140 млн.
Эта сумма включает покупку завода?
Да, активы, которые мы приобрели, оцениваются в пределах $130 млн.
В 2002 году в руках у собственников «Сармата» оказалось свыше 10% акций крупнейшего отечественного производителя пива — компании «Оболонь». Достались ли эти акции в наследство SABMiller?
Я не знаком с этой ситуацией в деталях. Что я знаю исключительно из прессы, так это то, что у «Сармата» никаких акций «Оболони» нет и быть не может. Компания SABMiller приобрела 99,84% акций ЗАО
«Сармат». Остальные акции находятся у физических лиц, которые являются или являлись сотрудниками компании.
Как вы намерены увеличивать долю на рынке при сложившихся условиях и сильных конкурентах?
С точки зрения конкурентной среды ситуация на украинском рынке действительно довольно сложная, так как более 90% его принадлежит тройке игроков и конкурировать с ними по определению довольно сложно. Поэтому наша первоочередная задача — перестать быть локальным игроком на востоке Украины и постепенно при-учать украинского потребителя к нашей продукции.
ИРИНА ЧЕРНЯВСКАЯ
Инвестгазета