С введением новых законодательных актов производителей пива ждут нелегкие времена

По данным Госкомстата, по итогам трех кварталов этого года рост производства в пивной промышленности России составил 21%. Таким образом, мрачные прогнозы о почти двукратном падении темпов роста отрасли, сделанные перед началом пивного сезона, не оправдались. Тем не менее, большинство производителей ячменного напитка сходятся во мнении, что в ближайшие несколько лет пивной рынок ждут нелегкие времена.
Бурное развитие отечественного пивного рынка началось всего шесть лет назад. В 1996 году государство значительно снизило размер акциза на пиво (с 40% до 15% от стоимости). Спустя год систему взимания акцизов вообще изменили кардинальным образом, что коснулось и пивной отрасли. Вместо адвалорной ставки (15% от стоимости) государство ввело специфические ставки акциза (исходно 0,5 рубля за 1 литр), индексирование которых практически всегда шло чуть впереди инфляции.
Все эти изменения в налогообложении позволили пивоварам существенно увеличить рентабельность производства и проводить агрессивную ценовую политику.
Между тем рынок испытывал фантастический дефицит в пиве. Так, объем производства в 1996 году составил всего 240 миллионов декалитров (менее 17 литров на душу населения). Чтобы понять, насколько это мало, приведем всего две цифры. До горбачевской антиалкогольной компании в России производилось 332 миллиона дал пива (данные за 1984 год), то есть в полтора раза больше, чем в 1996 году. Кроме того, в развитых странах среднестатистический объем потребления составляет около 80 литров на человека.
Конечно, дефицит пива частично покрывался за счет импортных поставок. Но к тому моменту поток иностранного пива в Россию резко сократился: в 1993-1995 годах 50-80% всего объема пивного импорта проходил через различные «льготные каналы», позволявшие существенно экономить на растамаживании. Для водки этим каналом, как известно, был Национальный фонд спорта, для сигарет — Московская патриархия и НФС, а заграничное пиво текло в основном через льготы «хоккейного» характера.
Путем неимоверных усилий к середине 90-х основные льготы государство прикрыло. В результате стоимость «растаможки» импортного ячменного напитка резко возросла, а вслед за ней возросла и розничная цена. Однако покупать «Holsten» или «Bavaria» (основные марки льготного ввоза) в полтора раза дороже покупатель не хотел и стал искать счастья в отечественном пиве.
Сочетание высокого спроса на пиво и благоприятных условий для его производства привели к появлению на нашем рынке таких компаний, как «South African Brewery» («SAB»), «Interbrew», «Carlsberg» и бурному росту отечественной пивоваренной промышленности. Начиная с 1997 года производство росло в среднем на 25% в год. В результате сейчас российская отрасль выпускает пива вдвое больше, нежели пять лет назад.
Тем не менее, до насыщения рынка еще очень далеко. Даже в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, среднедушевое потребление пива составляет всего 55 литров в год, а в некоторых городах Сибири этот показатель как был 17-20 литров, так и остался. Все это давало основания аналитикам утверждать, что рынок будет расти прежними темпами еще как минимум лет пять.
Однако весной этого года, в преддверии пивного сезона, пивовары хором заговорили о возможном снижении темпов роста отрасли по итогам года с прежних 25% до 13-15%.
Основной причиной столь мрачных прогнозов стала атака на отрасль, предпринятая руководителем Госсанэпиднадзора главным санитарным врачом России Геннадием Онищенко. Еще в конце прошлого года главный санитар подписал постановление, которое предписывало санитарным службам в течение первого квартала этого года провести проверку оборудования комбинатов. Кроме того, господин Онищенко подал идею приравнять пиво к алкогольным напиткам и, соответственно, запретить рекламу пива в электронных СМИ. А также обогатил русский язык словосочетанием «внутриутробный пивной алкоголик».
Пивовары предприняли беспрецедентные шаги по отмене постановления. Они обвинили Онищенко в подлоге и превышении полномочий. Мобилизовали на свою защиту деятелей культуры, МАП и Минюст. В результате в марте этого года главный санитарный врач свое постановление отменил. Правда, санитарные службы успели посетить ряд пивокомбинатов, а некоторые из них (например, «Тульское пиво») в результате этих визитов даже закрылись на несколько дней, что дало пивоварам основание утверждать, что именно из-за Онищенко рост производства в отрасли сократился. Тем более что, по данным Госкомстата, за январь-март этого года увеличение объемов выпуска ячменного напитка составили всего 14%.
Однако, как показывают итоги первых трех кварталов, все не так страшно. Крупные компании так быстро наращивали объемы производства и так умеренно повышали цены, а потребители так хорошо покупали пиво (несмотря на нежаркое лето), что показатели роста вернулись на прежний уровень. С января по сентябрь отрасль произвела 493,2 миллиона дал пенного напитка, что на 21% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По мнению большинства производителей, 20-процентный рост получится и по итогам всего текущего года. Конечно, это уже не 32%, как было в 1992 году, но и не 13-15%, как прогнозировали многие весной этого года.
Тем не менее, утверждать, что такие показатели роста сохранятся и в будущем году, нельзя. И объясняется это следующими причинами.
Сейчас производством пива в России занимаются порядка 300 предприятий. При этом благополучными можно считать не более трети из них — счастливчики, как правило, либо сумели заполучить иностранные инвестиции (ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», ОАО «Ярпиво», предприятия «Sun-Interbrew», ООО «Калужская пивоваренная компания», ОАО «Пивоваренный завод «Вена»), либо умело использовали поддержку местных властей (МПБК «Очаково», ОАО «Пивоваренный завод «Красный Восток»).
Поднять же предприятие по выпуску пива на федеральный уровень своими силами — дело весьма сложное. По мнению большинства специалистов, необходимы хотя бы небольшие вложения для первого этапа переоснащения производства. А как мы уже говорили выше, эти вложения получили далеко не все.
Поэтому пока лидеры рынка спешно проводили техническое перевооружение производств, делая ставку на выпуск качественного и дорогого пива, все остальные пивзаводы продолжали выпускать самые дешевые сорта, проедая собственные оборотные средства. Сейчас объем производства на таких предприятиях постепенно сокращается. Уменьшается и рыночная доля их продукции.
Отказываются от дешевых сортов и крупные производители. Яркий пример тому — компания «Sun-Interbrew», предприятия которой в первой половине этого года начали снимать с производства «старые» региональные марки и переходить на выпуск «Толстяка».
Более того, при нынешней специфической ставке акциза производить дешевые сорта, мягко говоря, бессмысленно. Ведь акциз уплачивается с единицы объема и одинаков как для дорогой «Золотой бочки», так и для дешевого «Жигулевского». При этом прибыль все той же «SAB» с бутылки «Бочки» в несколько раз выше прибыли «Самарского пивокомбината», получаемой с полулитра «Жигулевского».
Соответственно, с рынка активно «вымываются» наиболее дешевые (и потому наиболее доступные) сорта пива, что приводит к росту средней цены. Между тем покупательская способность россиян пока остается на прежнем уровне. Именно это несоответствие и может стать основным для серьезного снижения темпов роста потребления, а вслед за ним и производства пива в ближайшем будущем.
В этой ситуации, по мнению экспертов, пивзаводам необходимо весьма осторожно подходить к повышению цен на свою продукцию. Однако сделать это будет весьма непросто. Во-первых, государство стало куда более активно индексировать ставки акцизов на ячменный напиток. Во-вторых, практически все пивовары говорят о росте себестоимости продукции в результате увеличения цен на энергоносители.
Компенсировать затраты на энергоносители и удовлетворение аппетитов государства можно за счет удешевления стоимости сырья. В первую очередь это касается солода, который большинство предприятий отрасли по-прежнему закупают за границей. По мнению главы Союза российских пивоваров Вячеслава Мамонтова, сейчас перед пивоваренной промышленностью стоит стратегическая задача создания собственной сырьевой базы и в первую очередь — производства солода.
Ряд комбинатов уже сейчас ведут строительство новых солодовен (МПБК «Очаково», ОАО «Пивоваренный завод «Красный Восток» и несколько других). Недавно о создании собственного производства солода заявили представители МДМ-банка. Однако вполне очевидно, что это не решает проблемы всей отрасли.
Другой заботой пивоваров в будущем году, судя по всему, станет продвижение собственных пивных марок в регионах. Как уже говорилось, среднедушевое потребление пива в некоторых регионах (Сибирь, Урал, некоторые районы Поволжья) не превышает 20 литров в год. Повысить эти показатели можно за счет новых производств, расположенных непосредственно на рынках сбыта. Сейчас эта проблема также решается. Так, ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» строит заводы в Самаре и в Хабаровске. МПБК «Очаково» уже успело открыть филиал в Краснодаре и теперь работает над аналогичным проектом в Пензе. Собирается строить пивзавод в Новосибирске ОАО «Пивоваренный завод «Красный Восток»
.
Таким образом, если региональная экспансия пройдет успешно и пивовары сумеют решить проблемы с сырьем, темпы роста отрасли сохранятся. Так, по словам коммерческого директора завода «Браво» Евгения Трухина, по итогам 2002 года рост объемов отрасли составит 18%-20%.
Правда, на ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» дают куда менее оптимистичный прогноз — прирост составит всего 12%. Приблизительно такие же показатели приводят и в Союзе пивоваров.
Остается добавить, что эти прогнозы справедливы лишь при сохранении нынешних условий функционирования рынка — системы налогообложения, правил рекламы и торговли. Между тем сейчас в Госдуме обсуждается ряд законодательных инициатив по ограничению пивной рекламы в электронных СМИ и отнесению пива крепостью более 8 градусов к алкогольным напиткам.
Если эти законопроекты будут одобрены, ситуация на рынке решительно изменится. И тогда говорить надо будет уже не о сохранении темпов роста, а о выживании отрасли. Правда, эксперты утверждают, что до этого не дойдет. Противостояние пивоваров с главным санитарным врачом дало лоббистам отрасли бесценный опыт борьбы с неугодными для пивной промышленности законами и ведомственными актами.
Ну а кроме того, как справедливо заметили в одной компании, «не забывайте, что пивной столицей России является не Москва, а Питер».
«Коммерсантъ-Деньги»