Российская пивная промышленность ежегодно потребляет восемь тысяч тонн хмеля. Шесть с половиной из них приходится закупать за границей. Во Франции, Германии и Чехии.
А все могло быть не так. Если бы в антиалкогольную кампанию, развернувшуюся в середине 80-х годов, хмелевые плантации, как и виноградники, не пошли под нож.
85% любимого народом слабоалкогольного напитка, производившегося при социализме в Московской области, варили, используя местный хмель. А плантации сего вьющегося растения, расположенные в Пушкинской области, были гордостью местных властей.
Главный хмелевод ГУП «Племсадпитомник» Николай Александров: «Ежегодно мы сажали тридцать пять гектаров. Со сбытом проблем тоже не было никаких. У нас рос лучший хмель в России. И наши саженцы охотно брали в другие питомники. Специальные болгарские тракторы, чешский комбайн. В СССР это было лишь у нас. А потом хмель вырубили. И заставили нас сажать клубнику со смородиной».
В Подмосковье пытаются заняться хмелеводством уже в третий раз. Плантации, появившиеся во второй половине XIX века на территории современных Ногинского и Бронницкого районов, вырубили в 20-е годы прошлого столетия — революционному крестьянству пиво не было нужно. В 50-е годы хмелевое хозяйство устроили в Пушкинском районе в поселке Калистово. Но из-за борьбы с алкоголем все пришло в упадок. На четверть века.
Этим летом правительство области выделило три миллиона рублей. В Чувашии закупили 18 тысяч саженцев. Привезли шпалеры — крепления, вокруг которых будет виться хмель, вырастающий до 8 метров в высоту. Для весеннего сева готовят шесть гектаров.
«Комсомольская правда»