Московские власти проявили заботу о пивокомбинатах

У московских любителей пива (да и косметики тоже) есть повод порадоваться: в этом году в Подмосковье впервые за много лет будут сажать хмель. Хмель поднимется в Пушкинском районе, в поселке Калистово, где расположены «останки» опытной хмелеводческой станции, разоренной во время антиалкогольной кампании. Однако пока возрождение идет со скрипом
— Вот, вчера из центральной усадьбы должен был приехать тракторист, чтобы вспахать. Так он приехал и забрал плуг, который раньше оставил. Мне, говорит, зябь надо пахать в другом месте. Иду директору звонить, — смеется главный калистовский хмелевод Николай Александрович Александров. В 68 лет он вынужден начинать хмелевое производство практически с нуля. Последний раз здесь полноценно сажали хмель семнадцать лет назад, при Черненко, а пять лет назад угас последний хмельник, который сотрудники худо-бедно поддерживали.
— Вопрос достаточно важный, — заявляет губернатор Московской области Борис Громов. — При развитии таких заводов, как ЗАО «Клинский пивокомбинат», — а у нас еще два таких будет строиться — мы должны развивать и хмелевое хозяйство. Это своя сырьевая база, дополнительные налоги и рабочие места для области.
К слову сказать, в Московской губернии при царе хмеля было немало. Им изобиловали Богородский и Бронницкий уезды. Революция пустила хмелевые столбы на дрова. Потом, с приходом «микояновского процветания», был основан оазис хмелевого дела в Калистове. Его начинал десяток сотрудников, включая беглого чеха из Австро-Венгрии. Тридцать шесть гектаров давали образцы для всего Союза, благодаря чему страна иногда баловалась простеньким «Жигулевским» с чеканной гравировкой на крышках.
В 1986-м станцию ликвидировали и отдали в подчинение совхозу «Племсадпитомник» — разводить землянику и смородину. С тех пор канули в лету узкие болгарские трактора, разрушен чешский комбайн. Только торчат из земли старые столбы, висит ржавая проволока, а под ней растет бурьян и вьется одичалый хмель.
— Сырье должно быть своим, — говорит глава администрации Пушкинского района Подмосковья Олег Копылов. — Но хмель — это ведь не картошка, а целый инженерный комплекс. Попыток возродить было много, но только со стороны энтузиастов. Помочь им я не могу: «Племсадпитомник» — это государственное унитарное предприятие, федеральная собственность. Мы вкладывать не можем, иначе меня и прокурор может притянуть.
Разумного скептицизма придерживается и руководитель департамента науки и технического прогресса Минсельхоза Владимир Баутин.
— Для восстановления станции в нее надо вложить 60 миллионов рублей. Их нет! Конечно, была совершена ошибка. Хорошая была станция, но это было очень давно…
Тем временем в правлении ГУП «Племсадпитомник» нас заверили: хмельники восстанавливать будем. Сегодня разбито шесть новых гектаров на пустой территории: старые хмельники уже ни на что не годны. И ежели даст Бог, уже этой осенью хмель поползет-таки вверх.
«Известия»