Интервью с Кристианом Рамм-Шмидтом, президентом компании «Baltic Beverages Holding»


Крупнейшая пивоваренная компания Восточной Европы — холдинг «Baltic Beverages Holding» — продолжает активную экспансию в России и странах СНГ. В планах компании — покупка завода на Дальнем Востоке и открытие производства в Средней Азии — самом перспективном, но и самом сложном для пивоваров постсоветском регионе. Однако доля российского рынка главного брэнда «ВВН» — пива «Балтика» — в первом полугодии неожиданно снизилась. Чтобы исправить это положение, ВВН планирует в новом году начать масштабную рекламную поддержку «Балтики». Другой крупный проект «BBH» в России — начало производства в нашей стране пива «Carlsberg», которое должно стартовать уже осенью этого года. Об этих и других планах «BBH» «Ведомостям» рассказал президент «Baltic Beverages Holding» Кристиан Рамм-Шмидт.


— В последние годы развитие пивзаводов, входящих в «BBH», происходило достаточно динамично. Но в 2001 году по итогам первого полугодия доля рынка вашего главного бренда «Балтика» упала на 1% до 21%. Аналитики заговорили о недостатках компании, припомнили практическое отсутствие рекламы у «Балтики»…


— На факт падения доли рынка менеджмент «Балтики» уже обратил свое внимание. Мы, разумеется, будем продолжать развивать этот бренд.
«Балтика» была самым первым заводом, который стал производить в России по-настоящему качественное пиво и заниматься развитием дистрибьюции. Тогда спрос на пиво превышал предложение, мы продавали все, что делали, и серьезных затрат на рекламу не требовалось. Мы работали в так называемом массовом сегменте и по своим объемам сегодня превышаем в 10 раз любого местного производителя. Поэтому компаниям, которые только появлялись на рынке, приходилось тратить достаточно много денег, чтобы укрепиться, особенно в премиум-сегменте. У нас необходимости в сильной рекламе просто не было. По некоторым отчетам, затраты на рекламу «Балтики» в пересчете на декалитр пива в три раза меньше, чем у основного конкурента — компании «Sun-Interbrew». В будущем году наши затраты на рекламу будут увеличены. Но рекламные расходы определяются не в штаб-квартире «BBH» в Финляндии, а непосредственно в Санкт-Петербурге.

— Правда ли, что расходы на рекламу составят в будущем году $15 миллионов?

— Я не могу комментировать эту цифру. Скажу только, что окончательно маркетинговый бюджет пока не утвержден. В этом вопросе, как и во многих других, мы предпочитаем не диктовать свою волю, а опираться на видение людей, живущих и работающих в Санкт-Петербурге, знающих рынок лучше нас.

— Какие цели «BBH» ставит перед собой на следующий год?

— Наш план — увеличить долю рынка «BBH» на российском рынке на 3-4%. Главным образом это будет происходить за счет «Тульского пива», ростовского предприятия, входящего в «Балтику», и других заводов. Пока весь план окончательно не утвержден, но мы можем прогнозировать, что объем инвестиций «BBH» в развитие рынка на Украине и в России составит около $150 — 200 миллионов. По меньшей мере 75% средств будет направлено на развитие предприятий в России. Это примерно тот же объем, что мы инвестировали в течение последних двух-трех лет.

— «Балтика» объявила о начале строительства нового завода в Самаре. В каком состоянии находятся другие инвестиционные проекты «BBH»?

— «Балтика» ведет переговоры об основании своего предприятия на Дальнем Востоке — в Хабаровске. Например, «Балтика» изучает возможность покупки компании «Амур-пиво». Но у этой сделки могут быть сложности: в частности, у «Амур-пива» нет своей воды — воду привозят в специальных танках. Мы также думаем над строительством здесь собственного предприятия.
Мы работаем над расширением своего присутствия в Беларуси. Но пока процесс приватизации беларусского завода «Крыница» не завершен и приходится ждать, пока многие формальности будут урегулированы.
Кроме того, на Востоке бывшего СССР, например в Узбекистане, практически не варится хорошего пива. Там живут 25 миллионов человек и потребление пива на душу населения составляет всего 6 литров. Я летал туда вместе с Таймуразом Боллоевым, президентом «Балтики». Хотя рынок Узбекистана обладает большим потенциалом, есть много нюансов. Мы бы хотели, например, чтобы президент и правительство страны уделяли нам больше внимания как потенциальным инвесторам. Я думаю, что перспектива вхождения «BBH» на рынок среднеазиатских республик — это три-пять лет.
Теоретически мы могли бы также говорить о включении в состав компании еще одного предприятия на территории России — на этом процесс увеличения количества заводов завершится. Наш опыт работы в Европе говорит, что нет смысла строить пивоварни слишком близко друг от друга. После того как строительство этого завода будет завершено, мы сконцентрируемся на увеличении мощностей уже существующих пивоварен.

— Какие сегменты рынка кажутся вам наиболее перспективными в следующем году?

— Мы полагаем, что безалкогольное пиво — очень многообещающий продукт. Уже сегодня, спустя всего несколько недель после запуска нашего нового безалкогольного бренда «Балтика N 0», мы продаем все, что производим.
Далее — пиво в банках. Этот сегмент, конечно, был на рынке и раньше, но оставался очень неразвит. Теперь мы контролируем 50% всего баночного пива в стране. Категория пива в этой упаковке будет развиваться, и, думаю, увеличится в ближайшем будущем как минимум в два раза. Но стоимость самой алюминиевой банки, к сожалению, пока еще очень высока.

— Около года назад 50% компании «BBH» перешло под контроль группы «Carlsberg». «BBH» — единственный крупный производитель пива в России, который пока не производит международных торговых марок в России. Есть ли у вас планы по розливу «Carlsberg» в нашей стране?

— «Carlsberg» будет выпускаться в России. Мы сегодня рассматриваем различные варианты, где наиболее эффективно производить этот бренд (помимо доли в «BBH» «Carlsberg» владеет 66% акций петербургского завода «Вена»). Решение о начале розлива «Carlsberg» может быть принято очень скоро — уже этой осенью. Для начала розлив пива под маркой «Carlsberg» будет небольшим, но мы постараемся обеспечить себе очень хорошую позицию в сегменте премиум.

— В этом году многие специалисты прогнозируют существенное замедление темпов роста российского пивного рынка. Как будет вести себя «BBH» в новых условиях, чем это обернется для нее?

— В течение последних четырех лет весь российский пивной рынок рос на 20-25% в год, и это понятно. Ведь еще пять лет назад с уровнем потребления пива 15 литров на душу населения Россия разительно отличалась от других европейских стран, где в среднем выпивали от 80 до 90 литров на душу. Мы прогнозировали, что темпы роста рынка немного замедлятся в этом году и составят порядка 12% , но то, что мы видим, пока расходится с нашими ранними прогнозами. По итогам семи месяцев этого года рост производства пива в России составил 17% — совсем немногим меньше, чем в прошлом году.
Я полагаю, что потребление пива в России будет не меньше 65 литров на душу населения. Весь вопрос — когда. В России развитие пивного рынка связано с тем, насколько успешно пиво будет вытеснять потребление других напитков, прежде всего крепкого алкоголя. Конечно, увеличение пивного рынка будет происходить в первую очередь среди городского населения.

— «BBH» стала активно заниматься реорганизацией управления заводами на территории России. Так, два предприятия из группы «ВВН» — «Дон-пиво» и «Тульское пиво» — перешли в прошлом году под управление «Балтики». Есть ли у вас планы отдать «Балтике» управление и другими заводами компании, например «Челябинским пивом», «Пикрой» или «Ярпивом»?

— У нас существуют соглашения с владельцами остальных пакетов акций в этих предприятиях, и в них ничего не написано о «Балтике». У нас нет планов передать контроль над этими предприятиями петербургскому заводу. Мы уважаем права других акционеров и ничего не будем делать в этом вопросе без их согласия.

— Сегодня 25% акций «Балтики» находится у миноритарных акционеров. Нет ли у вас планов по выкупу этих акций?

— Доля 75% дает нам достаточно возможностей контролировать наши интересы. У нас нет планов по ее увеличению. Мы хотим, чтобы у менеджеров и сотрудников трудового коллектива по-прежнему оставались акции, — это хороший финансовый стимул.

— Акции «Балтики» недавно начали торговаться на бирже РТС. Почему вы решили разместить акции на бирже?

— Это делает компанию более прозрачной. Более того, в зависимости от реакции рынка мы сможем быстрее корректировать нашу работу. Некоторые инвесторы и раньше работали с нашими акциями, но она велась неофициально. Выход в РТС может обеспечить акциям более справедливую цену.

— Как строятся сегодня отношения между акционерами «BBH» — «Carlsberg» и «Hartwall»? Возможно ли, что «Carlsberg» со временем выкупит долю «Hartwall» в «ВВН»?

— Не в моей компетенции комментировать взаимоотношения акционеров. На сегодня я не вижу никаких попыток со стороны «Carlsberg» изменить ситуацию, и, полагаю, в ближайшем будущем таких попыток сделано не будет.

— «Carlsberg» владеет 50% акций «ВВН» и 66% «Вены». Возможно ли, что «Вена» каким-либо образом будет включена в состав «ВВН»?

— На этот счет между нами существует соглашение, по которому «Carlsberg» не будет активно конкурировать с «BBH» на российском рынке. Совместно с «Carlsberg» мы сейчас рассматриваем различные варианты будущего «Вены». Не могу сказать по этому вопросу ничего большего, мы пока обдумываем ситуацию. Каких-то временных границ по этому вопросу пока не установлено.
«Ведомости»